ЛАЙФСТАЙЛ

16 локальных уличных художников Сочи

Современные стрит-арт-художники Сочи, за которыми стоит следить в 2020 году
Для тех, кто не в теме, в Сочи на сегодняшний день существует две стены, на которых разрешено свободно рисовать граффити: VALGALO WALLS. Это уличная галерея с постоянно обновляемой экспозицией авторами из Сочи и других городов. В городе гораздо больше художников, рассказываем о некоторых из них.
Чтобы подготовить вас немного к событию и в целом рассказать о развитии культуры граффити в городе Сочи, собрали всех современных уличных художников, которые живут и работают в городе, и расспросили их о творчестве, взгляде на искусство граффити и немного о его смысле. На сегодняшний день нам известны 16 художников, работы которых вы можете встретить на улицах города. Каждый из них рассказывает о себе ниже.
РАЙТЕРЫ
Уличный художник, фотограф, куратор стрит-арт-проектов

Начал рисовать в средних классах под влиянием старшего брата, ТВ-шоу «До 16 и старше», журнала «Молоток» и первых увиденных вживую граффити команд SPP и DBC вдоль железнодорожных линий на окраине Петербурга. Моя манера — это минимализм и тиражирование. Идеальная реакция на сегодняшний день: Like, comment, repost. Основная мотивация для меня — это подсознательное стремление оставить монументальный след. Сам процесс граффити для меня — это микс из предвкушения процесса и фидбэка от результата.

Из российских художников, работы которых хотелось бы увидеть в Сочи, выделю A.D.E.D, Nootk, Scheme, Artem Stefanov, Marat Morik, Kirill Ashesteen, Dmitriy Aske, Tima Radya. Из зарубежных — Katsu, Space Invader, Skullphone, Gues, Sonik, Hense, Elian Chali, Mina Hamada, KR, MOMO, Brendan Monroe, Espo, Eltono. Города, в которых хотелось бы отметиться самому, — Нью-Йорк и Токио. Мои работы чаще всего можно встретить на объектах VALGALO WALL, вдоль ж/д линии Туапсе — Адлер. Невозможно выделить работу одного художника из тех, которые за все время были нарисованы на объектах VALGALO WALL, поэтому отмечу несколько: Akue, Aber, Humor, Peeks, Wastek и работы локального райтера Lesher.
ROCA
Valgalo Company
Уличный художник

Если честно, я точно не помню, какой это был год, думаю, 2002-й или 2003-й. Тогда, в далеком детстве, парни зимой танцевали брейк в подъезде, это было мое первое знакомство с культурой. Дальше я узнал Игоря, который был в команде ASK. В то время, насколько я помню, в городе было три команды: ASK, TP и SDS. После того, как я увидел работы Игоря, увидел сам процесс, как ложится хром на стену, почувствовал запах ABRO, понял, что это мое. Мы начали рисовать вместе со школьными друзьями. В то время EPOX был повсюду, и его буква Е висела на стене в русле реки. Я подумал: «Чем я хуже?» И сделал цветной кусок с фоном из огня! Тогда я писал Tramp. Дальше попал на "Фанбокс". Там жизнь пошла по наклонной, но граффити было всегда. Дошло до того, что я начал рисовать с Dante, на тот момент он был all city. Его куски были гигантскими и везде. Потом меня взяли в команду ТР (Think Pozitive), не помню почему, но кусков ТР была куча. Think Pozitive распространились так сильно, что администрация проводила граффити-фестивали против ТР. На сегодняшний день среди российских уличных художников мне довольно сложно кого-то выделить, особенно так, чтобы их граффити были в Сочи, но порисовать хотел бы с «ЗАЧЕМ» и 1UP.

Не могу сказать, что я рисую в каком-то определенном стиле. Раньше я любил сложные формы, сложные цветовые решения, дополнял персонажами. Сейчас я люблю флопы из двух цветов максимум. Быстрый рисунок в интересном или видном месте. Если честно, я рисую для себя, меня это расслабляет, я отдыхаю. Мне не нужно мнение других людей, которые не занимаются граффити. Если среди друзей кому-то нравится, я рад. Если это видные места, то и адреналин присутствует, это тоже интересно. Сделать рисунок так, чтобы тебя никто вообще не увидел, — это некая игра. Но особого смысла в это я не вкладываю. В последнее время мои работы сложно найти, их все быстрее закрашивают, да и зачем их видеть…
KETOZ
Valgalo Company
Уличный художник

Очевидной даты, когда начал рисовать, нет, но помню точно, что в 2002 году от компании SPRITE была запущена движуха «АРТ-ЖАЖДА». Тогда на алюминиевых банках были нарисованы какие-то отвратные рисунки «а-ля граффити» — персонажи пережитка 90-х. Но в 2002 году было не особо много визуальной информации, и я пытался перерисовывать этих персонажей с помощью разноцветных мелков и обычной травы на стенах. Полагаю, что как-то так всё и началось. Стиль, в котором я работаю, — это чуток конструктивизма плюс легкий психоделизм, приправленный огромным количеством музыки. Всё смешано, но не взболтано. Считаю, что идеальная реакция на творчество, — это когда люди хотят завладеть твоей работой или использовать ее в своем бизнесе.

Говоря о смысле моей работы… А есть ли во Вселенной что-то, что имеет первопричинный смысл? Смысл — это результат действия и динамического развития детерминизма. Взять и создать смысл под силу только вездесущему. Я же скорее пытаюсь зафиксировать свою синестезию в тот или иной момент времени. Если ты ищешь смысл в граффити, то начни лучше со смысла в книгах.

Из художников, работы которых мне бы хотелось увидеть в Сочи, отмечу KIDULT, AKUE, PETRO, ARTEM STEFANOV, ABER, A.D.E.D. Мои работы чаще всего можно увидеть на объектах, где можно посидеть, пожарить бургеры, не спеша рисовать и чиллить (таких мест много и мало, найди себе свое).
Globe
South Coast | Valgalo Company
Уличный художник

Все началось еще в школьные годы. Я вдохновился песней группы Бланж «Я рисую» и решил тоже попробовать. Не могу четко назвать свой стиль, но определённо это что-то из старой школы. Идеальной реакцией на мое творчество считаю улыбку. Ну и, конечно же, критику! За всё время я делал мало работ со смыслом (больше шрифт), но когда его вкладываю, то это скорее социальная тема, что-то связанное с моей Родиной. Чаще всего мои граффити можно увидеть на опорных стенах на берегу моря и различных заброшенных строениях, ну и где-то под слоями краски лежат работы на объектах VALGALO WALL. Я бы хотел отметиться во всех городах в мире, но на первом месте Нью-Йорк, Токио, Мехико. В Сочи хотел бы увидеть работы таких художников, как Zmogk (Россия), Can2 (USA), Boogie (Швейцария), Does (Голландия), Sofles, Pichiavo.
Уличный художник

Начал пробовать рисовать граффити в 2007 году. Получается, уже почти 13 лет назад, однако многое с тех пор изменилось. Началось всё с того, что мои друзья заинтересовались этой темой и всегда очень эмоционально обсуждали появление новых рисунков на стене вдоль железной дороги в Адлере. Естественно, я подхватил этот интерес, ведь это было чем-то нестандартным и захватывающим на фоне других направлений хип-хопа, в которых мы также пробовали себя. Спустя какое-то время купили краску и в этот же день оставили о себе след на той стене, которую обсуждали. Фотография тех рисунков до сих пор хранится в фотоальбоме, напоминая о счастливом времени, а ещё показывая, как с тех пор многие выросли в своих навыках.

Сейчас моя цель — создавать что-то интересное, идейное, образное ради увлечения внимания, как своего, так и зрителя. Многие в городе уже встречали мои следы творчества в виде рыбок, но, к сожалению, не все воспринимают их как безобидное граффити, зачастую отзываются в негативном ключе, что тоже, в свою очередь, заставляет задуматься. Однако тот, кто не накладывает клише и желает узнать чуть больше о значении этого проекта, может сделать это прямо сейчас!

Свой никнейм в граффити я выбрал уже очень давно, ещё подростком. Тогда у меня был псевдоним «Икра». Со временем классическое граффити перестало меня сильно интересовать, я начал искать идею, которая позволила бы продолжать уличную деятельность, но уже в другом контексте. Так появился никнейм «Икорка». По задумке, это персонаж, состоящий из множества икринок, блуждающий с течением воды по морскому пространству, мечтающий побывать в каждом уголке своего мира. Если он делает всё правильно, то рождаются рыбки, являющиеся частью персонажа, но уже независимые от него, плавающие в разных направлениях, не только по течению, но и против него. Чем больше «икорка» создаёт благоприятные условия для икринок, тем быстрее они созревают, давая новые возможности познать морское царство. В конечном итоге он должен будет закончить своё существование в виде незрелых икринок и начнёт пребывать только в виде рыбок, которые расплывутся по всему морскому пространству.

На сегодняшний день для своих рисунков стараюсь выбирать места таким образом, чтобы не портить общий вид. Как правило, это заброшенные здания, бетонные сооружения, уже разрисованные поверхности. Другими словами, участки, оставшиеся без внимания.
Youfeelmyskill (Ян Кузьмин)
Художник

Впервые попробовал рисовать в 2001 году. Увидел работы в журнале и сам решил попробовать рисовать баллончиком. Плотно рисую с 2010 года. Относительно своего стиля не могу выделить что-то конкретное. Делаю то, что нравится. И не смотрю ни на какие рамки, стили и нормы. На мои рисунки сегодня зачастую реагируют уже хорошо, а как именно — это уже не важно. Я считаю, что своими работами меняю окружающий мир в лучшую сторону, даю людям толчок к действиям или пищу для размышлений.

Мои граффити чаще всего можно встретить на трансформаторных подстанциях. В качестве нового города с моими рисунками мечтаю открыть для себя Токио. В Сочи, думаю, художник Nychos отлично бы вписался, например, на фасаде мясокомбината на Донской.
Уличный художник

Граффити я начал заниматься где-то в 2008 году. Еще задолго до старта мне довелось играть в игру The Warriors про банды Нью-Йорка. В ней, помимо всяких крутых миссий, в процессе прохождения была необходимость рисовать метки своей банды в разных районах города. Этот момент мне отчетливо запал в голову по непонятной причине. Гуляя по Адлеру, будучи ещё маленьким, я замечал множество рисунков в разных местах: от яркого куска до маленького тега в невзрачном месте. Всё это было мне интересно и казалось очень веселым делом. В то время, как мне кажется, рисовал каждый третий. Я не знаю ни одного человека, который бы не нарисовал в тетради своё имя или имя своего кумира/музыкальной группы, используя шрифт граффити, скачанный у соседа по парте через ИК-порт. Однажды мой одноклассник предложил мне сгонять на заброшенный рыбзавод в Адлере, чтобы посмотреть вживую на все те рисунки, которые он мне показывал на телефоне, с чем я охотно согласился. Володя (тот самый одноклассник) уже как год на тот момент занимался граффити, танцевал брейк-данс и знал старших ребят, что активно рисовали в городе. Посетив после школы это место, я очень впечатлился. Огромное количество цветных рисунков в самых разных исполнениях. Так много я ещё не видел никогда! Я возвращался туда вновь и вновь, чтобы увидеть несколько новых рисунков и полюбоваться морем с крыши завода. Легендарный спот! Именно туда я вернулся с наступлением летних каникул, но в рюкзаке уже были не тетрадки и учебники, а разноцветные баллончики с краской. Именно там я почувствовал впервые запах аэрозоля. Именно там я сделал свой первый рисунок. Именно там всё для меня и началось.

Очень странно отвечать на вопрос о стиле, в котором я рисую, но отвечу так: это типичный «армянский стиль». Это когда всё делается красиво, от души, в очень больших объемах, размерах и количестве, без лишней суеты и паники, а самое главное — С КАЙФОМ! Свои сейчас прочитали и посмеялись.

Не скажу, что я вообще беспокоюсь о реакции людей относительно моей работы. Тем более я не знаю, как можно узнать, что чувствует человек, если не присутствовать при ее создании (а так происходит в большинстве случаев). Всем не угодишь. У нас же как: всем нужны портреты великих (и не очень) людей, пейзажи, зверушки, цветы, дельфины, море, горы и прочий список бесконечных вещей, которые желает видеть горожанин, а не то, что собирается исполнить граффитчик. Очень приевшиеся и печальные запросы у нашего зрителя, но я верю, что это вопрос времени.

В Сочи я, в принципе, хотел бы видеть работы любых художников. Сейчас такое время, что остались только самые стойкие и страстные к своему делу ребята. Цены на краску взлетели в два раза, что ещё в 2014 году снизило количество рисующих в России. Сейчас очень нелегко: бафф активный, много камер, много негатива к граффити в целом у нас в городе. Порой оправдать граффитчика труднее, чем оправдать какого-то реального правонарушителя.

Из российских ребят было бы неплохо, чтобы в Сочи отметились Brosk из Владивостока, Hopest из Москвы, Kseor их Нижнего Новгорода, Razoist, Dusto, Sens и Инор из Санкт-Петербурга, Dickey и Oraks из Петрозаводска. Из зарубежных я даже не знаю, кто доехал бы к нам, но было бы очень клево увидеть работы парижан Horphé и Sonic, эстонца CY 991, шведов Trizz, Dart, Alex и Kris, немца Acid 79 и литовца Skel.

Мои работы можно встретить абсолютно везде, особенно если ты находишься в Адлере. Гуляя по набережной Олимпийского парка, заезжая на Адлерский ж/д вокзал, прогуливаясь по центральной улице, сворачивая в уютные дворики спальных районов. Будешь ты проходить в центре города или же заедешь на какую-нибудь секретную смотровую — везде что-то есть. Я очень страстно отношусь к граффити и не оставляю без внимания ни одно место, каким бы неприступным оно ни являлось.
Sfou
DFG | SL
Уличный художник

Семь лет назад появился первый кусок Sfou. Мне тогда было семнадцать. Честно говоря, особо никогда не считала, что занимаюсь граффити. Наверное, потому что знаю ребят, которые действительно им занимались, дышали и жили только им. Я смотрела на их рисунки, отношение, на всю движуху и тоже влюбилась. Большая любовь к граффити просыпается до сих пор, в этом году исполнилась давняя мечта, теперь есть женская команда SL (Sfou, Lammo), которой очень дорожу. Когда все начиналось, в 2010—2011 годах, помню, как гуляла, подошла к стене и рукой воображаемо провела линию. Тогда поняла: хочу!

Мои кусочки имеют два основных стиля. Первый называю «облачка», дорогое сердцу изобретение, так как таких форм больше не видела нигде. Надеюсь, и не увижу, ревностно к ним отношусь. Второй — это «шизи крейзи», который чаще делаю по-русски, добавляю разных персонажей, позволяю всякие странности. Вообще мне без разницы, какая будет реакция у людей. Хотя когда хвалят — всегда приятно. Но больше жду реакции от «своих». Рисую без всяческого жизненного смысла, эгоистично получаю наслаждение, передаю своё настроение. В Сочи чаще рисуем подальше от центра, там, где можно заодно отдохнуть. А работы можно увидеть в интернете. Стараюсь выкладывать, люблю поделиться в Instagram, там люди, которых очень уважаю. Мне всегда сильно приятно, если «коллегам» нравится.

Очень благодарна Сциссору за возможность открыто рисовать в городе на стенках VALGALO WALLS: если сильно приспичит покрасить, а не знаешь где, есть объекты, куда можно прийти и спокойно забабахать. Однажды мы рисовали на хофе в Сочи, подъехали мусора и чуть ли не любезно попросили поехать с ними для отчетности. Какой-то чел позвонил, думал, это нелегально, а мы им такие: «Не-не-не, до свидания, здесь можно». Приятное ощущение!
Lesher
GBS | DFG
Уличный художник

Если бы в мире я остался один, все равно брал бы краску и шел рисовать в новых атмосферных местах, получая от этого удовольствие и находя в этом смысл. Хотя, конечно, лучше бы остаться в компании. Не жду одобрения или всеобщего восторга от моих работ, прекрасно понимаю, что человеку вне этой культуры нечасто по вкусу приходятся буквы. Хорошо, конечно, когда у людей, далеких от этого, реакция положительная, а негативная разве что веселит. Кто-то увидит и проникнется самой идеей нанесения своего имени в разных местах, цветовых и стилистических решениях, кто-то будет уверен, что мне непременно за это платят, кто-то не поймет и будет возмущаться из-за качественного цветного рисунка даже посреди серых стен и разрухи или рассказывать, что я тут должен был нарисовать море вместо своих букв, хотя лично мне больше нравятся именно они.

Для меня смысл — получить эмоции от процесса, стильно заявить в том или ином месте, что мы тут были, выплеснуть выношенную идею, сделать свои буквы более стильными, получить эмоциональную разрядку, подпитку энергией, отдохнуть от забот и рутины, ну и, конечно же, сделать фото готового результата для коллекции. Подарить положительные эмоции людям, которые в этом же варятся, как бы поддерживая опоры старых добрых дружеских взаимоотношений, ну и новые интересные знакомства завести всегда можно.

В граффити мне одинаково важны как процесс, так и результат. Процесс бывает разным, в зависимости от места и от условий рисования. Соответственно, и удовольствие от него разное (релакс или, наоборот, адреналин). Результат должен максимально соответствовать ожиданиям и задумкам в каждом случае.

В Сочи мои граффити чаще всего можно найти, конечно же, на стенках вдоль моря, кайфово порисовать бывает под шум прибоя, на заборах, заброшенных и полузаброшенных зданиях, иногда в городе, на крышах, вдоль ж/д линии, ну и, конечно же, на стенках VALGALO WALLS. Все зависит от настроения под то или иное рисование и от случая, так что места бывают как ожидаемые, так и не очень. На стенках объектов VALGALO WALL могу выделить работы Akue, помню хорошие рисунки Inline, Skissor, Rocer, Сакво, Ekap, Peeks, Dakes, Sahr, Word, Derz, Prok, Zebra, Tugan. Ну и мы, бывало, раздавали нормально.
Dakes
Valgalo Company
Уличный художник

Впервые увидев полноценный рисунок на обложке диска, я заинтересовался тем фактом, что каждое слово можно изобразить. В течение нескольких лет я слушал музыку, наблюдал за надписями в городе, обращал внимание на строение букв. Когда первый баллончик попал в руки, он был использован по назначению. И с того времени началась игра… В целом реакция людей для меня никогда не играла особой роли. Во-первых, граффити — это достаточно субъективное и эгоистичное дело, во-вторых, скорее прислушиваешься к словам коллег по цеху, нежели к мнению прохожих. Но все зависит от первоцели, конечно.

Большую часть времени меня увлекало делать буквы стройными, достаточно сложными для чтения, с добавлением классического граффити, но с грязным исполнением. В последнее время больше склоняюсь к абстрактным формам, к созданию пространств, где большую роль играет цвет. Думаю, что делать что-то надо не ради смысла, а ради дела. Встал с утра — появился смысл.

В Сочи хотел бы видеть работы MODERN JAZZ, GERMES GANG, PAL CREW. Отметиться хотел бы в Лиссабоне. Мои работы чаще всего можно встретить на VALGALO WALLS. Вспоминаю, как сделали с Никитой Сциссором продакшен, еще до того, как стенка документально была передана в руки рисующих людей. Было тепло и атмосферно. Та работа точно лучшая!
КОМАНДЫ
TP | Год основания – 2002
Граффити и стрит-пиксель-арт

Первый раз баллончиком попшикал в 1998 году, до этого рисовал на уроках в тетрадке скетчи, очень хотел попробовать на стене. Мозайку же или стрит-пиксель-арт решил сделать впервые 10 лет назад. Одну из первых мозаик наклеил на лестнице у Приморской гостиницы, на пути к пляжу. Дома я готовлю рисунок, а в городе уже монтирую его. Официально команда TP существует с 2002 года (подробнее о создании и развитии команды можно прочитать здесь), в команде было много людей в различное время, но активно работают сейчас меньше, чем хотелось бы. На сегодняшний день в команде четыре человека: МОК, Зорик Истомин, Dante и я (Мистер Позитив, который, собственно, и рассказывает вам эту историю).

Для меня реакция прохожих — это последнее в списке важностей, хотя о мозаике, конечно, отзываются в основном положительно. Идеальна реакция чуваков, которые тоже рисуют и такие типа: «Вау, круто! Как ты туда залез? Нифига! Это ты сделал?» А вообще, думай позитивно, потому что кто решил, что стена должна быть белой, а забор — чистым? Особый смысл в свои работы я не вкладываю, это мое хобби. Просто мне очень нравится вся эта эстетика ночного города. Когда сегодня ночью улицы наши. На улицах Сочи хотел бы увидеть работы Shozy и Peeta Ead, люблю то, что они делают. Сам хотел бы отметиться в Лондоне.
TUPS CREW | Год основания — 2011
Граффити-команда

Первые отсылки к граффити появились в далеком 2003 году. Мы рисовали символы, которые означали наши увлечения и интересы. Со временем рисунки перетекли в буквы. Находили единомышленников, организовывали совместные покрасы. Полное понимание того, что делаем, пришло порядка 12−13 лет назад. Первые «граффити», созданные нами, появлялись на стенах вдоль железнодорожных путей, как раз там, где сейчас находится VALGALO WALL Adler. Сегодня наши рисунки в основном можно увидеть в центре Адлера, на лайнах Большого Сочи и в Краснодаре.

Мы не придерживаемся какого-то определенного стиля. Как и все, любим экспериментировать как с формами, так и с оттенками. Но всё же основная часть наших рисунков имеет простой и читабельный шрифт с яркой заливкой. Идеальная реакция на наши работы — это желание сфотографировать. Приятно, когда у человека, далёкого от культуры граффити, просыпаются чувства и эмоции. Художник умирает, а картина живёт.

Конечно, мы рисуем просто в своё удовольствие. Но если углубиться, один из известных художников сказал, что граффити показывает людям места, локации, которые плохо защищены, плохо охраняются. То есть если обычный парень с краской может забраться в депо, на крышу здания, на любой другой объект, который не охраняется должным образом, то обученный человек со специальным снаряжением, оружием, взрывчаткой попадет туда без особых проблем и причинит вред людям, а не стене или вагону. Мы хотим, чтобы наше увлечение хотя бы иногда привлекало внимание людей и воспринималось правильно.

Результат в граффити важен всегда, но всё зависит от того, что ты хочешь получить от рисования. Если это тусовка на пляже с краской, шашлыком и музыкой, то, конечно, важен процесс. Другое дело, если это центр города, два часа ночи и улица с высоким трафиком. Здесь, безусловно, важнее результат. В будущем хотим посетить города Центральной Европы. Порисовать в Берлине, Штутгарте и в Праге. А также отметиться в столичных городах нашей страны. В Сочи за время существования VALGALO WALLS мы видели десятки оригинальных, технически сложных рисунков, но из этого всего хотелось бы выделить работы художника Akue из Москвы. Если говорить о тех, кого хотелось бы увидеть в Сочи, то это ребята из «ЗАЧЕМ» и Dobro. А иностранцев можно перечислять до бесконечности: RiskRock, Saber, Bisco Smith, PichiAvo, Futura 2000, Eric Skotnes, Seen, Slick, Hoxxoh.
ПОКАЗАТЬ ЕЩЕ