лайфстайл

Сколько стоит иметь парусную яхту в Сочи ?

Узнали все основные статьи расходов, условности документооборота и факты о парусных яхтах, с которых стоит начинать свое путешествие в мир мореходства
До сих пор в головах у людей сидит стереотип, что владеть собственной яхтой может только человек, живущий в стиле Алишера Усманова, у которого на быстром наборе Абрамович, а с Грефом он за завтраком обсуждает цены на нефть. Но это давно не так (да, собственно, никогда таким и не было), и при должном уровне желания, настойчивости и силы духа, позволить себе яхту могут многие.

Мы с Силой Ветра Сочи и Константином Сащенко, директором Magellan Yacht Services в Сочи, посчитали для вас основные статьи расходов и разобрали, что нужно сделать для того, чтобы осуществить давнюю мечту о покупке парусной яхты.
Стоимость яхты

Сейчас на рынке можно найти парусные яхты по цене от 1500 евро. Чаще всего это «северные» яхточки (скандинавского происхождения), длиной до 9 метров, возрастом порядка 30−40 лет, однако во вполне мореходном состоянии. При этом стоит понимать, что в такую яхту, скорее всего, нужно будет вложить еще 3−4 суммы ее стоимости. Верхний же предел цены яхт, как правило, ничем не ограничен. Но, в среднем, если рассматривать круизер длиной 12−13 метров, возрастом 5−10 лет, то среднерыночная цена будет порядка 100−200 тысяч евро. Но, конечно, многое зависит от бренда (как и с автомобилями, среди парусных яхт есть более и менее престижные марки), от комплектации (цена может быть занижена, например, из-за отсутствия парусов вообще), от состояния (нередко продают отремонтированные яхты, которые были посажены на мель, или у которых есть проблемы с системами и/или агрегатами).

ИТОГ: 1500 евро (130 000 руб.)

Документы на управление яхтой

Прежде всего стоит понимать разделение: владение яхтой и право управления ею. Можно быть собственником яхты, но при этом никто не обязывает иметь документы на право управления. У любых квалификационных документов, независимо от страны выдачи, есть градация — от более «простых» для яхт меньшего размера, с меньшей площадью парусности, с меньшим разрешенным удалением от берега, до «продвинутых», с неограниченной площадью парусности, большим размером самой яхты и увеличенным или неограниченным разрешенным удалением от берега.

Если рассматривать базовые документы на право управления парусной яхтой, то примером могут быть:

  • для яхт, зарегистрированных в ГИМС (Государственная инспекция по маломерным судам), требуется свидетельство судоводителя маломерного некоммерческого судна с открытой категорией «парусное судно» (от 25 до 30 тысяч рублей за обучение);

  • для яхт, зарегистрированных в Госсудореестре, — свидетельство судоводителя маломерного коммерческого судна (если речь идет о соответствующим образом зарегистрированной парусной яхте длиной до 20 метров) или свидетельство судоводителя прогулочного судна (если парусная яхта является прогулочной с длиной свыше 20 метров), или свидетельство яхтенного капитана. Все эти документы выдаются администрациями морских портов РФ;

  • если яхта зарегистрирована под иностранным флагом, то следует запросить у администрации флага их требования к документам судоводителя. Некоторые страны признают и документы, выданные ГИМС. Чаще всего достаточно свидетельства шкипера парусного судна (например, Day Skipper или Coastal Skipper), выданного одной из международных «систем» обучения — RYA (Royal Yachting Association, Великобритания), или IYT (International Yacht Training, США/Канада).

Следует остерегаться организаций, выдающих себя за учебные центры и раздающих налево и направо свои собственные документы на право управления яхтой. Необходимо запомнить, что во всем мире это имеют право делать или государственные органы, или организации, признанные администрацией соответствующего флага.

ИТОГ: 30 000 руб.
Как зарегистрировать яхту и сколько это стоит

Во всем мире яхты считаются недвижимым имуществом (да-да, и в России тоже, несмотря на применение к ним транспортного налога!). Поэтому, и процесс регистрации, независимо от флага, как правило, связан с нотариальными заверениями документов, предоставлением целого пакета, а иногда — и с ограничениями по месту нахождения собственника (например, гражданин РФ не может быть напрямую собственником яхты, зарегистрированной на Джерси (Флаг владения британской короны Джерси). Лучше и проще всего обратиться к регистрационным агентам, которые за небольшое вознаграждение подготовят полный пакет документов, а вам останется только проставить подписи и получить оригинал свидетельства о праве плавания под флагом или судовой билет.

В России самый простой и недорогой способ регистрации — это ГИМС. Если заниматься процессом самостоятельно, то обойдется это в 1800 рублей (госпошлины за регистрацию и выдачу судового билета). Для сравнения, если регистрировать яхту под флагом Островов Кука, то в среднем это обойдется в 3000—4000 евро, уже с учетом услуг регистрационного агента.

ИТОГ: 1800 руб.

Налоги

Ставка налогов сильно разнится в зависимости от региона. Например, в Краснодарском крае в 2019 году ставка для парусных яхт составляла 200 руб. за одну лошадиную силу мощности двигателя (то есть за двигатель мощностью 50 л.с. в 2019 году нужно заплатить 10 000 руб. транспортного налога). А вот для катера или моторной яхты с мощностью двигателя 250 л.с. ставка налога составит те же 200 руб., но суммарно придется заплатить в бюджет уже 50 000 руб. При регистрации под иностранным флагом, как правило, оплачивается сама регистрация за определенный период (год, пять лет, десять лет) — от 100 долларов за один год. При этом, как такового, налога на яхты в низко налоговых юрисдикциях не существует.

ИТОГ: 10 000 руб.

Стоянка

Вопрос стоянки очень сложный и неоднозначный. Можно найти стоянку за 5000 рублей в месяц для 12-метровой яхты, а в Сочи, например, не хватит и 100 тысяч в месяц, чтобы оплатить стоянку 15-метровой яхты летом. Самый главный вопрос при выборе стоянки — это ее защищенность от внешних воздействий. Иными словами, задайте себе вопрос — вы готовы оставить яхту там без присмотра на полгода? Вы уверены, что с моря не придет шторм или что по реке не пойдет волна? Если да, — оставляйте. Второй аспект выбора стоянки — это использование яхты. Конечно, можно найти хорошую недорогую защищенную стоянку в Турции, но как часто вы будете там появляться, чтобы выйти в море? Если вы готовы летать туда каждые выходные или живете рядом, это одно дело. Но если вы больше времени проводите и можете проводить в Сочи, то лучше там и поставить яхту.

ИТОГ: от 512 тысяч (за 9-метровую яхту при условии применения всех скидок и единовременной оплате за год вперед).

Обязательное оборудование

Это является вопросом администрации флага. Например, для ГИМС от укомплектования яхты зависит разрешенное ей удаление от берега или места убежища, но минимально на борту должны быть спасательные жилеты по количеству человек плюс один, а также спасательный круг. Кроме того, существуют требования по сигнальной пиротехнике (парашютные ракеты, плавучие дымовые шашки и т. д.), по оснащению спасательными плотами и радиооборудованием. Однако помимо обязательных требований есть еще понятия здравого смысла и «хорошей морской практики». Так, вы же не пойдете в переход на яхте без спасательного плота и аварийного радиобуя? А если переход оффшорный, то необходимо иметь резервный способ радиосвязи, например, спутниковый телефон или коротковолновую радиостанцию (а еще уметь ею пользоваться). Вы покупаете аварийно-спасательное оборудование и снабжение всего один раз, и хорошо, если оно вам не пригодится ни разу. Это своего рода страховка, на которой не следует экономить.
ВСЕГО на начальном этапе купить и зарегистрироваться на собственной яхте в роли владельца и капитана будет стоить: 683 800 руб. - на первый год.

Основные штрафы, о которых важно знать

Должностные лица ГИМС МЧС России рассматривают дела об административных правонарушениях:

  • предусмотренные частью второй статьи 11.7 «Нарушение правил плавания» (500−1000 руб. или лишение прав);
  • статьями 11.8 «Нарушение правил эксплуатации судов, а также управление судном лицом, не имеющим права управления» (5000−20 000 руб.);
  • 11.9 «Управление судном судоводителем или иным лицом, находящимся в состоянии опьянения» (1500−2000 руб. или лишение прав);
  • 11.10 «Нарушение правил обеспечения безопасности пассажиров на судах водного транспорта, а также на маломерных судах» (300−1000 руб.);
  • 11.11 «Нарушение правил погрузки и разгрузки судов» (500−1000 руб.),
  • 11.12 «Нарушение правил пользования базами (сооружениями) для стоянок маломерных судов» (500−1000 руб.);
  • частью 2 ст. 11.13 «Нарушение правил выпуска судна в плавание или допуск к управлению судном лиц, не имеющих соответственного диплома (свидетельства, удостоверения) либо находящихся в состоянии опьянения» в части поднадзорных им маломерных судов и баз (сооружений) для их стоянок, а также в части своих полномочий (500−1000 руб.);
  • статьями 8.22 «Выпуск в эксплуатацию механических транспортных средств с превышением нормативов содержания загрязняющих веществ в выбросах либо нормативов уровня шума» (500−1000 руб.);
  • 8.23 «Эксплуатация механических транспортных средств с превышением нормативов содержания загрязняющих веществ в выбросах либо нормативов уровня шума» (100−300 руб.) КоАП РФ.
Также важно знать и помнить, что местные власти регулярно издают уведомления и правила по навигации в конкретной местности. Кроме того, существуют постоянно действующие правила и ограничения, например, в соответствии с приказом ФСБ об утверждении правил пограничного режима, который применяется к участкам территориального моря РФ, расположенным вблизи государственной границы.
То есть, без учета всех накладных расходов, топлива и непредвиденных ремонтов, для человека, который всегда грезил мореходством, яхта является вполне выполнимой мечтой. Особенно проводя параллель с автотранспортом, что логично делать в морском городе. Легче будет, если вы человек с инженерным складом ума и любите делать что-то руками. Плюс, конечно не хочется вводить вас в заблуждение, старая яхта, как и старый Mercedes, потребует вашего внимания больше (а иногда и денег), чем новый в идеальном состоянии. Да и от регулярных расходов никуда не деться, сумма указанная в квадрате — это лишь траты на покупку и первый год содержания. НО! Чего не сделаешь ради мечты. Конечно, нам в редакции, да и многим нашим друзьям, скорее всего, пока такая радость не светит, хотя если начать копить уже сегодня и браться за все проекты, то через год-два можно будет уже пробовать себя в роли капитана.
ПОКАЗАТЬ ЕЩЕ