Туристам

Истории главных достопримечательностей Сочи

Рассказываем истории самых популярных туристических объектов
Туристам

Истории главных Достопримечатель-ностей Сочи

Рассказываем истории самых популярных туристических объектов
В Сочи много интересных экскурсионных объектов. Каждый день тысячи туристов любуются парком «Дендрарий», зданиями Зимнего театра, железнодорожным и морским вокзалами, Сочинским художественным музеем. С каждым из этих экскурсионных объектов связано немало увлекательных историй. О них мы сегодня расскажем читателям.
ДАЧА В «ДЕНДРАРИИ»

Появление в Сочи знаменитого парка «Дендрарий» связано с прекрасной историей о любви. Однажды император России Александр III, будучи в гостях у издателя «Петербургской газеты», рязанского дворянина Сергея Худекова, предложил ему купить участок земли на окраине Сочи. Можно будет выращивать чернослив или разбить парк, построить дачу неподалеку от берега моря. В этот момент в разговор вступила разливавшая чай жена издателя Надежда Алексеевна:

 — Помнишь, Сережа, — сказала она, — когда мы были еще молодыми людьми, ты обещал, что, когда разбогатеем, построишь дачу в красивом месте и назовешь ее моим именем? Сколько уж лет прошло, а все помнится…

Издатель улыбнулся жене, поймал и поцеловал ее руку. Слова любимой женщины запали ему в душу. Через несколько дней Сергей Худеков оформил купчую на 50 десятин земли близ Сочи, а с осени, расплачиваясь золотом, стал выписывать из самых разных уголков планеты саженцы экзотических растений. К весне в его будущем парке появились ливанские кедры, калифорнийские пальмы, австралийские эвкалипты, мексиканские агавы. Более 2400 видов различных деревьев и кустарников. Как в сказке, образовалось озеро, по которому поплыли белые и черные лебеди. Возникли беседки и аллеи. Их украсили декоративные вазы и скульптуры ведущих мастеров Европы. А в центре появился уютный особняк — дача «Надежда».

Сейчас этот парк называется «Дендрарий». В здании дачи «Надежда» создан музей, рассказывающий о жизни Сергея Худекова и его жены, о его увлечении искусством балета и созданием парковых чудес в Сочи. Посещение парка «Дендрарий» и дачи «Надежда» считается одним из главных пунктов у туристов, приезжающих в Сочи. Господи, какие прекрасные вещи творит порой человеческая любовь!
ЗОЛОТОЙ ПЕСОК ТЕАТРА

Когда в начале 1937 года строительство здания Зимнего театра в Сочи подходило к финалу, на стройплощадке произошла необычная история. Мастер Григорий Тютюнников и рабочий Тимофей Семенов обратили внимание на гору песка, привезенного для штукатурных работ. Она странно поблескивала на солнце. Неужели есть золото в песке? Срочно вызванный из Москвы геолог Александр Галкин догадку подтвердил. Он промыл партию песка и обнаружил частички золота и платины. По проведенным расчетам оказалось, что содержание драгоценных металлов на тонну промывочного материала доходило до 6,5 граммов. Геологи обследовали участок пляжа от Верещагинской балки до устья реки Бзугу, откуда брали строительный материал. Подтвердили наличие золотоносного песка.

Но что делать с работами по оштукатуриванию театра? Откладывать их до поступления новой партии песка из какого-нибудь другого карьера? На это никто не решился, срывать сроки сдачи объектов в сталинские времена все побаивались. Поскольку сроки поджимали, то Зимний театр и оштукатурили песком с высоким содержанием золота. Тем временем в городе был создан золотой прииск, который находился в долине реки Сочи, чуть дальше села Пластунка. Он работал несколько лет и был закрыт во время Великой Отечественной войны. Тогда уже добыча золота в промышленных масштабах была налажена в районе Колымы, и мелкие золотоносные прииски в стране были закрыты как нерентабельные…
ЗНАКИ ЗОДИАКА НА ВОКЗАЛЕ

Поражающий своим великолепием железнодорожный вокзал Сочи был создан в 1952 году по проекту академика архитектуры Алексея Душкина. До этого зодчий прославился многими объектами, связанными с железнодорожным транспортом. К числу его шедевров относится, например, станция московского метрополитена «Площадь революции», которая считается классикой отечественной архитектуры. Очень хорош и железнодорожный вокзал в Сочи, построенный в стиле конструктивизма с очень интересным сочетанием полукруглых форм с четкими прямоугольными линиями основного здания и часовой башни.

Прекрасное здание хранит в себе необычный секрет. Башенные часы, кроме цифр, украшены знаками Зодиака. При этом трех знаков — Тельца, Скорпиона и Водолея — на циферблате нет. Вместо них нарисованы символы созвездий: Лебедь, Гончие псы и мистический знак Змееносец. Причем, все знаки Зодиака расположены не в привычном порядке, а перемешаны. Почему? На этот вопрос сегодня никто не может ответить. Судя по циферблату академика Алексея Душкина жизнь в Сочи должна начинаться под знаком Близнецов, то есть в период с 21 мая по 21 июня. Верно, она так и начинается, стартует курортный сезон.

Но дальше начинаются сплошные загадки. При этом знатоки нумерологии напоминают, что создатель железнодорожного вокзала Сочи академик Алексей Душкин в свое время плотно общался с известным оккультистом Александром Барченко. Тот входил в секретную группу эзотериков, которые консультировали советского лидера Иосифа Сталина. Так или иначе, на часовой башне железнодорожного вокзала Сочи что-то зашифровано, многие стремятся эту загадку разгадать, но пока безуспешно.
ШПИЛЬ НАД ГОРОДОМ

Многие годы не только простые сочинцы, но и специалисты не могли понять, как над городом Сочи в 1955 году вознесся многотонный шпиль Сочинского морского вокзала, если первые вертолеты МИ-6, которые могли перемещать по воздуху многотонные грузы, появились в стране только в 1957 году? По замыслу архитектора Каро Алабяна, шпиль должен был достигать в высоту 38 метров. Это третий по высоте шпиль в России после шпиля Петропавловской крепости Санкт-Петербурга (46 метров) и шпиля главного здания Московского государственного университета (42 метра). Все детали для конструкции были изготовлены на Одесском металлическом заводе, однако устанавливать шпиль представители предприятия отказались: слишком сложной показалась задача.

В штабе стройки долго не знали, как выйти из этой ситуации. Придется на такую операцию искать дополнительные средства, как минимум 200−300 тысяч еще дореформенных рублей. Но тут словно палочка-выручалочка появился бригадир Александр Хохлов. Сказал, дескать, готов взяться за дело со своей бригадой из шести человек. «Сколько денег потребуешь за свою работу?» «Как — сколько? Зарплату мы получаем по 800 — 900 рублей в месяц, еще премии всем заплатите в размере оклада. Годится?» У начальства отлегло от сердца. Бригадир Александр Хохлов предложил шпиль одновременно и монтировать, наращивая конструкции снизу, и поднимать вверх из главного зала здания Сочинского морского вокзала.

В зале поставили несколько станков, четыре мощных домкрата и пятитонную лебёдку. Первым делом рабочие собрали из привезенных деталей звезду, приподняли домкратами. Потом стали собирать нижние конусы, каждый отрезок — по три метра. Всё сваривали на месте. Шпиль становился все длиннее, вот он достиг отверстия в потолке зала, а его снизу все наращивали и наращивали. В один из дней проходившие возле морвокзала горожане увидели, как из уже готовой башни показалась верхушка шпиля и стала каждый день расти. С помощью домкратов и тросов рабочие поднимали конструкцию, и блестящая звезда все дальше и дальше уходила в небо. И вот остались последние метры, шпиль подняли, под его основание подвели двутавровые балки, все забетонировали. С тех пор и вознеслась над городом Сочи звезда Сочинского морского порта. Если брать от фундамента здания и до верхушки звезды, расстояние составляет 72 метра. Тогда это была самая высокая точка приморского города.
КАК УКРАЛИ КАРТИНЫ?

До сих пор никто толком не может объяснить, каким же образом 13 мая 1992 года (несчастливое число) в Сочи произошло одно из самых известных ограблений страны. Тогда похитители пробрались в Сочинский художественный музей и вынесли 14 полотен. Как им удалось «обмануть» сигнализацию, тоже до сих пор не ясно. Грабители забрали картины Аполлинария Васнецова, Кузьмы Петрова-Водкина, Василия Поленова, Петра Кончаловского, Бориса Кустодиева. Особенно интересовались работами Ивана Айвазовского «Вид Константинополя» и «Встреча солнца. Море», их вынесли в первую очередь.

По тем временам ущерб оценили почти в десять миллионов рублей. Пробрались воры через окно второго этажа, но так и осталось неясным, кто им детально рассказал, что же надо искать в выставочном зале? Искали картины несколько лет. Наконец, в Измайловском парке Москвы задержали двоих мужчин, которые пытались продать этюд Аполлинария Васнецова. Выяснилось, что остальные полотна удалось вывезти за рубеж. С помощью Интерпола розыски стали проводиться в разных странах. Картины Ивана Айвазовского удалось найти в Финляндии. Несколько полотен были сняты с аукционов в Великобритании. В итоге, 13 картин (опять мистическое число) были возвращены в Сочинский художественный музей. Не может вернуться из-за рубежа только работа Бориса Кустодиева «Крыши». Она хранится в частной коллекции американского коммерсанта, о ее возвращении идут долгие переговоры.
ПОКАЗАТЬ ЕЩЕ