город

Культура Сочи

Выяснили, чего не хватает культурной жизни города Сочи, какие районы лучше для этого задействовать и что на этот счет думает Управление культуры администрации города Сочи
Начинаем статью, уже по привычке, с мнения большинства. Проведя опрос на нашей странице в инстаграм, мы выяснили, что многие люди, мягко говоря, недовольны культурной жизнью Сочи. На вопрос о том, чего не хватает культурной жизни города, большинство ответили: выставок современного искусства, настоящих мировых спектаклей, культурных арт-пространств, музеев, концертов и мероприятий с андеграундной и электронной музыкой. Один раз в неделю гости и жители курорта готовы посещать концерты, выставки, лекции, спектакли, а фестивали и крупные рейвы — три-четыре раза в год. По их мнению, городу не хватает, уличных фестивалей, спортивных и экстремальных мероприятий, направленных на здоровье, ЗОЖ и охрану природы. Кроме того, многие находят город идеальным для проведения ретритов и мастер-классов в различных направлениях, и, конечно, музыкальных фестивалей.

Относительно частей города, которые лучше занять под культурную жизнь, большинство сошлись на центре, но для крупных мероприятий предпочли бы Олимпийский парк, не забыли и про окраины, отметив, что пора окультуривать Лазаревское, Лоо и другие части города, без смещения центра всего происходящего из центрального района, проводя мероприятия параллельно, задействовав все ресурсы.

Задали вопросы сочинским деятелям культуры, чтобы выяснить, что они думают о культуре в городе-курорте Сочи:
Валерия Николаевна Анфиногенова,
директор Сочинской филармонии
О личном вкладе в культуру города: Оценивать свой личный вклад во что-либо — это самое неблагодарное и неблагородное занятие, поэтому я даже не пытаюсь. Моя должность сама по себе предполагает практически ежедневный и ежечасный вклад — у музыкантов это происходит только так! Жизнь в искусстве занимает все твои эмоции, силы и мысли: в противном случае настоящим музыкантом тебя никто не назовет. К тому же, я мыслю себя не единолично, а исключительно в окружении моих коллег, артистов Сочинской филармонии. Для нас всех лучшая оценка — когда мы видим очереди в кассах и то, когда после концерта люди выходят с просветленными лицами, улыбающиеся, радующиеся, изменившиеся. Если человек вышел после концерта другим: открыл что-то в себе, узнал что-то новое о музыке, наполнился настоящими эмоциями — значит, мы всё делаем правильно! Вот это и есть вклад в душу человека, а значит и в культуру.

О культурных мероприятиях в Сочи: Я не считаю, что в Сочи культурные мероприятия испытывают дефицит публики или интереса к ним. У нас аншлаги нередки — как в большом зале (Зимнем театре), так и в малом (Зале органной и камерной музыки имени Алисы Дебольской). И стоит понимать, что академическое искусство — это искусство особое, не массовое, а наоборот — требующее соучастия, сопричастности к тому, что происходит на сцене. У нас определенный этикет, определенные нормы поведения, наши концерты это события, к которым и сам слушатель тоже готовится. Классическое искусство просто не может, да и не должно, собирать залы в несколько тысяч человек.

Что такое культура: Культуру в широком смысле слова можно оценивать, как совокупность всего художественного достояния человечества, иногда этот термин обобщенно трактуют, как «цивилизацию». Ну, а в более узком смысле слова— это прежде всего, нормы поведения и нравственно-этические ценности и традиции, принятые в том или ином обществе (а они могут очень сильно различаться). И, безусловно, культура человека — это формирование своих внутренних духовных потребностей.

О культурных мероприятиях в Сочи: Если говорить о том, чего лично мне не хватает рядом (да и это, по правде говоря, хорошо, ведь всегда есть стимул поехать в другой город или страну), то это возможность увидеть настоящие ценности мирового наследия, над которыми не властно время. Например, сколько бы раз я ни была в Санкт-Петербурге, я всегда посещаю музей Фаберже. Это абсолютно фантастическое место, где я замираю почти у каждого экспоната. Или наоборот — музей политической истории, что расположен в бывшем особняке Кшесинской. Это будоражащие душу страницы нашей непростой российской истории. Но здесь, в Сочи, этого и быть не должно. Такие музеи должны быть там, где они и есть — в крупных городах, и это прекрасно, потому что они являются местами паломничества, точками притяжения людей, которым свойственно стремиться к впечатлениям! Может быть, здесь, в Сочи мне не хватает этой тишины, ведь наш город яркий и шумный, а я люблю иногда бывать в таких местах, где могу побыть наедине с собой. Например, как открытый Парк скульптур в Клайпеде — место, где можно погулять и предаться созерцательным эмоциям, где на меня извне не действует сильное энергетическое поле.

О районах для развития культуры: Если говорить о развитии отдельных районов города, как мест культурного притяжения, то мы должны учитывать, насколько это сопряжено с логистикой. Наш город вытянут по горизонтали, и не всегда удобно добираться из одного района в другой — это всем хорошо известно… В центре у нас сосредоточены музеи и несколько концертных залов, но в остальных районах мест, где проходят культурные события, не меньше. Так, на Красной Поляне есть вместительный «Роза Холл», кроме того, там проходят различные зимние мероприятия, концерты эстрадных исполнителей, в зале Парка искусств «Сириус» регулярно проводятся прекрасные концерты классической музыки. Я полагаю, что различные районы города культурно равномерно развиваются.

О событийном туризме: Однозначно можно сказать, что мероприятий так называемого событийного туризма у нас в городе проходит предостаточно. Мне кажется, что в Сочи стоит развивать скорее этнический туризм, нежели событийный. Ведь город Сочи очень своеобразный и в этом плане, его многонациональная история и культура достойны развития! Как и эко-туризм. Но, будучи всё же человеком из другой сферы культуры, не считаю, что я вправе давать советы по организации туризма профессионалам этой отрасли.
Георгий Бабаев,
создатель bbSea Jazz Club в Сочи
О личном вкладе в культуру: Основной мой вклад, скорее, нематериален, — создание культурной, большой и дружной семьи, живущей в нашем городе, забота о правильном воспитание детей, прививание им хорошего вкуса, создание среды для их всестороннего культурного развития. Если же говорить о материальных составляющих моего вклада, выражающихся в музыке, драматургии, поэзии, спорте, архитектуре, строительстве, то мне удалось построить один из лучших в городе высотных жилых домов — «Миллениум Тауэр», визитную карточку города в его новейшей архитектурной истории. Также я всегда испытывал желание привнести в наш город больше красивой музыки: джаза, соул, блюза. В период с 2010-го по 2013-й, в свой ресторан «Гранд кафе bbSea» я привез более 30 концертов мэтров мирового и российского джаза, в 2012 и 2013 годах принимал участников и джем-сейшен концерты Джазового фестиваля Игоря Бутмана. Сегодня, по истечении семи лет, я решил вновь, но уже на более крутом витке и значительно более высоком уровне, вернуться в джаз, и 31 июля официально открыл Новый джазовый клуб-ресторан bbSea Jazz Club Sochi. Мой клуб обладает настоящей театрально-концертной сценой, имеет возможность проведения концертно-развлекательных мероприятий, концертов мировых звезд и различных шоу, с возможностью принять до 350 зрителей.

У меня, а значит, и у клуба далеко идущие планы и большие амбиции, а потому, если нас не остановит карантин и откроются границы, мы планируем в ближайшие пять месяцев начать привоз из США по одному джазовому или блюзовому исполнителю в месяц. Я думаю, это очень важно, для того чтобы знакомить и воспитывать у людей всех поколений настоящую джазовую культуру, прививать вкус не только взрослым, которые в свое время не успели к этому прикоснуться, но самое главное, — нужно воспитывать его в молодежи, потому что, все иные музыкальные направления появляются и исчезают, а джаз — вечен, он живет уже не одно столетие. Это музыка, которая никогда в своем развитии не зайдет на плато, она всегда будет идти только по восходящей.

О культуре: Культура — это особое, приобретенное состояние души человека, с самого детства воспитывавшегося в хорошей семье, в среде, где много времени и внимания уделяется его духовному воспитанию. Такой ребенок хорошо понимает, что хорошо, а что плохо, рано начинает читать, умеет слушать и слышать, запоминать, рано приобщен к искусству — музыке и литературе, проявляет пытливость ума. Это всё важнейшие факторы, влияющие на формирование культуры в человеке с самого детства. В такой среде он вырастает образованным и культурным. Далее он должен иметь возможность самовыражения. Взять в руки карандаш и графически изобразить то, что он видит, сыграть на музыкальном инструменте, спеть песню, станцевать… У такого человечка уже создан необходимый потенциал чтобы стать культурным человеком.

О том, чего не хватает культурной жизни Сочи: Не хватает инфраструктуры, способствующей выявлению тех или иных способностей молодежи, развития этих способностей, среды, в которой индивид мог бы гарантированно развить свой талант и вырасти высококультурным человеком. Можно на каждой городской площадке каждый день или каждый выходной день проводить концерты артистов разных величин и заявлять о том, что «город охвачен культурой». НО! Город будет охвачен культурой только тогда, когда мы будем учить детей, давать им возможность культурно обогащаться с самого раннего возраста, и тогда они станут ее носителями и проповедниками. А пока этого не происходит, никакими разовыми мероприятиями пробелы отсутствия условий для культурного воспитания не устранить. Нужно возродить всю систему внешкольного воспитания детей, которая когда-то была в Советском Союзе: кружки по интересам, спортивные секции и спортивные залы, музыкальные школы и драматические кружки. Это было не просто для галочки. Это реально помогало воспитывать культурные поколения. Больше должны работать театры. Это очень тяжелый пласт, который кто-то должен взять на себя и потащить, тогда всё будет жить в гармонии. В Сочи приезжает огромное количество людей из высококультурных регионов: Москвы, Санкт-Петербурга, Сибири, и остаются здесь жить, благодаря им нарастает общая прослойка культурных людей, нужно давать дорогу этим людям, готовым и дальше нести свою культуру в массы.

О районах для развития культуры: Если мы будем делать упор на развитие какой-либо части города как культурной, мы все окажемся бескультурными людьми. Мы не должны думать о том, развивать ли нам культуру в центре города, Дагомысе, Лазаревском, Имеретинке. Мы должны заниматься культурой везде, на каждой из этих локаций. Я готов приложить свои усилия для того, чтобы заниматься ей в Сочи и на Красной Поляне, чтобы каждый наш привоз звезд мирового джаза они работали на двух площадках. Также у меня есть желание в городе Сочи воссоздать проект «Усадьба Джаз», который проводится в усадьбе Архангельское, в Подмосковье. На нем собираются джазмены и любители, играют джем-сейшены, красивую музыку. Это будут привозы различных коллективов, разной тематики джаза.

О мероприятиях в Сочи: Как минимум раз в неделю я готов с удовольствием посещать драматические спектакли, оперу, концерты симфонических оркестров, оперетты. Знаю, что наш Зимний театр вскоре будет преобразован в филармонию, знаю также, что теперь там обретет пристанище большой городской джазовый оркестр. А принимая во внимание, что с приходом нового дирижера в городской симфонический оркестр он расцвел и обрел вторую молодость, в филармонии будет создана мощнейшая база для развития всех направлений культуры. Мы с женой — театралы и регулярно посещаем спектакли, концерты ведущих симфонических коллективов, ходим на джазовые концерты, посещаем детские спектакли с детьми. Все премьеры смотрим в числе первых. Поэтому для нас культурная жизнь города имеет огромное значение.
Точного и устоявшегося определения слова культура в мире пока не существует. Современная научная литература дает огромное количество определений. Все эти определения являются верными, ведь в широком смысле слово культура определяется как нечто общественное, искусственное, она идет в противоположность всему естественному, созданному природой. Конечно в общепринятом значении большинство понимают культуру, как совокупность различных проявлений человеческой деятельности, от самовыражения и самопознания до навыков и умений, которые накопило общество и социум за всю историю своего существования.
Лилит Матевосян,
фотограф, создатель самоорганизованного
объединения «Аэрарий»
О вкладе «Аэрария» в культуру города: сложно оценить вклад в культуру города той деятельности, которую мы ведём. То, что делают самоорганизации, можно наблюдать со стороны или по прошествии времени. В 2017 году в моей жизни был проект Praxis., после — фотоателье «Шипр», в этом году — самоорганизация «Аэрарий». С мая мы проводим выставки и встречи, в планах — начать образовательные проекты и найти помещение.

О культуре в городе: я бы не сказала, что культура непопулярна, — есть запрос, просто нет самой культуры в нужных форматах. Можно списать все на солнце, море и горы, что в такой обстановке нет смысла соперничать с отдыхом — это, возможно, и так. Наша задача — найти правильный баланс, и он точно есть. И, конечно, понимать, что всё будет не сразу. Образование и культура — это длительные процессы, требующие регулярности и погружения.

О Сочи: возможно, тем, кто приезжает в Сочи на отдых, — всего в достатке. Но тем, кто тут живет, — точно не хватает хороших университетов, возможности получить творческую специальность, достойных галерей и фестивалей (не только развлекательных). В нашем городе всё стараются сделать, как аттракцион, а нужны смыслы. Культура начинается с детства: лучших школ, музеев, крутых преподавателей и активной жизни. Не хватает поддержки молодых инициатив и коммуникаций; творческого кластера не с космической арендой помещений, а с грамотным ведением дела. Это только то, что вижу я, возможно, какая-то часть из этих вопросов уже решается.

О районах для развития культуры: наша проблема как раз в том, что мы начинаем с одного района и совсем забываем про другой. Начинать, по возможности, лучше везде, где есть на это запрос: от центра до окраин, хотя окраины для кого-то могут быть центром из-за сложной географии нашего города. После трехлетней работы в отделе маркетинга в московском «Флаконе» я понимаю, что можно решить любые вопросы с хорошей командой, но нужны деньги и поддержка района, в котором ты работаешь. В Сочи большинство проектов закрываются после года самостоятельной аренды помещений, внутренних конфликтов (чаще всего на почве денежных вопросов) и недостаточного опыта в сфере маркетинга и культуры. Для «Аэрарий» мы скоро откроем патреон — для небезразличных к тому, что происходит, и жаждущих помочь проекту финансово, — стоит попробовать и такой ход.

Сейчас я в позиции — если чего-то не хватает, сделай это сам, поэтому вопрос о том, происходит ли что-то или куда сходить, решается после того, как сам начинаешь действовать, объединять и вдохновлять.
Урбанист Сочи, анонимный аккаунт в инстаграм, в котором рассказывают о новостях в сфере благоустройства города и развития общественных пространств
Событийный̆ туризм в Сочи: Все проекты мирового уровня — это событийный туризм. Formula 1, например, собирает гостей со всей планеты. Уверен, что на грядущий концерт Энрике Иглесиаса люди приедут в Сочи специально из других городов. Ну, и, к слову, мера «события» у всех разная. Для кого-то море — это уже повод купить билет на самолёт, а на море из развлечений — стандартные приливы, отливы и закаты:). Посмотрите на бывший пляж Казантипа в Крыму — там в любое время года есть люди, и они приезжают банально ради красивой фотографии. Как урбанист могу сказать, что одно из главных качеств современных городов — их фотогеничность и желание находиться вне стен дома и офиса как можно большее количество времени. Надеюсь, однажды Сочи станет таким городом целиком и полностью.

О вкладе в культуру города Сочи: Долгое время я занимался визуальным оформлением крупнейших культурных проектов. Это Олимпиада, Всемирные хоровые игры, Кубок Конфедераций, чемпионат мира по футболу. Прилетая в аэропорт Сочи, гость следовал по своим делам в городе и постоянно понимал, что на курорте сейчас проходит важное мероприятие. Многие проекты имели свой брендбук, но их нужно было адаптировать под локации Сочи — я делал макеты и их размещал. Сейчас я главный архитектор спортивного парка «Адлер Мыс» в «Сириусе» и работаю над его визуальным образом. Счастлив, что ряд конструкций, которые я проектирую, останутся в Сочи даже тогда, когда меня уже не будет.

О районах для развития культуры: Комплексно нужно развивать весь город. Очевидно, что из Лазаревского не поедут на мероприятие на Красную Поляну, отдаленному району нужны свои локальные проекты и точки притяжения. Иногда такие рождает бизнес. Хороший пример — Surf Coffe. Даже в Хосте или Лазаревском он собирает вокруг себя людей одной культурной формации и провоцирует на коллективные занятия. На Приморской, например, по случаю 100-лети со дня рождения Феллини показывали «Сладкую жизнь». Фильм длился три часа, и были люди, которые его досмотрели до конца. И это сила грамотного бизнеса. В Хосте есть фотогеничная сёрф-станция, она постоянно устраивает вечеринки, и туда приезжают со всего Сочи. Обратный пример — обновленная набережная на Мацесте. Она есть, но не работает, а тот же качественный бизнес смог бы в неё вдохнуть жизнь.

О популярности культурных мероприятий в Сочи: Все локальные культурные события Сочи очень устарели с точки зрения организации. А оформление всего воздушными шариками выглядит просто архаично. Если вы увидите возведённую сцену, там, скорее всего, попоют, потанцуют, пригласят на сцену чиновников и депутатов и разойдутся. Многие жители проходят мимо таких эвентов, желание их посещать отбивают ещё и бесконечные ограждения с рамками.

О мероприятиях в Сочи: Если взять деньги, которые ежегодно тратятся на проведение локальных праздников по самым разным поводам, хватит на то, чтобы организовать несколько хороших работающих общественных пространств. У современных людей сейчас запрос именно на это. Самый яркий показатель — закатный амфитеатр. Каждый день там собираются люди по разным поводам. Одни — для созерцания моря и заката, другие — чтобы встретиться с друзьями. Я был в амфитеатре, когда музыканты исполняли там хиты Высоцкого. Подпевал дружно весь амфитеатр. Иногда там звучит саксофон, выступают молодёжная группа или танцоры. Вот такие общественные пространства с разным наполнением для разной категории горожан и нужны, а не эти громоздкие сцены и киловатты звука.

Не хватает, конечно, звёздных привозов. Из артистов мировой величины здесь выступали только 30 Seconds to Mars, Scorpions и Lenny Kravitz. C олимпийскими стадионами могло бы быть в разы больше. В этом плане отмечу хорошую работу «Казино Сочи». По принципу «второй даты» (когда артист уже находится в городе) они приглашают музыкантов, и вход для каждого абсолютно бесплатный. Знаю, что эти концерты очень активно посещают краснополянские пенсионеры.

Не хватает выставок современного искусства и хороших театральных гастролей. К нам привозят антрепризу с очень простыми спектаклями, а это совсем не то, что хочется видеть думающей публике. Ну, и культурных событий с современными технологиями в Сочи очень мало. Например, в Сингапуре каждую субботу перекрываются улицы и на здания проецируются интересные визуальные образы под музыку. За этим невероятно увлекательно наблюдать.

Как творческий человек я всегда нахожусь в поиске вдохновения — в Сочи мне не хватает интересных выставок и экологических инсталляций (для меня это важная тема). Ну, и выбирая между светским культурным мероприятием и походом летом в горы, я все-таки выберу последнее. Люблю культуру красивых путешествий, а не интертеймент.
ОТВЕТ ОТ УПРАВЛЕНИЯ КУЛЬТУРЫ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА СОЧИ
Задали похожие вопросы о культуре Управлению культуры города Сочи, полный ответ прикрепляем здесь. Ниже постарались и выделили для вас главное.

О событийном туризме: На сегодняшний день в приоритете Управления культуры администрации города Сочи уход от устаревшей культурно-развлекательной функции, которую зачастую несут мероприятия в Сочи, к системному подходу. Системное развитие культурного пространства, опираясь на новый креативный класс и творческое сообщество, а также новые мировые тенденции. Цель: создание собственных ярких событий в городе, а также упорядочение уже имеющихся событий. Также отдельной строкой отмечена важность поддержания местных коллективов, которые уже зарекомендовали себя как высокопрофессиональные артисты.

Здесь же сразу хочется перескочить к другому не менее важному вопросу, мы поинтересовались тем, как молодой художник или артист может реализоваться в городе посредствам выставки, организации собственного малого культурного события. Существуют ли для этого какие-то площади, места, где можно провести что-то подобное.

Поддержка от государства молодым художникам (фотографам, артистам): Прежде всего, был отмечен конкурс президентских грантов для получения финансовой поддержки на реализацию творческой инициативы. Для проведения выставки или любого другого мероприятия можно обратиться с заявкой в любой городской музей до ноября этого года. Мы не знаем, насколько работающий совет, но звучит как дельный.

Приоритетные отрасли культуры: Классическое, самодеятельное и современное искусство, что бы это ни значило. При этом будут сохраняться традиции и преемственность поколений в развитии классической и национальной культуры.

О районах для развития культуры: Отмечена необходимость равнозначного развития всех районов. «Наряду с существующими монументальными учреждениями культуры необходимо культурное зонирование городской среды, создание передвижных концертных пли интертеймент-площадок и выставочных площадей, малых архитектурных форм. В проекте строительство многофункционального концертного зала, выставочных площадей современного, прикладного искусства, модернизация существующих объектов».
Итог

Конечно, мы понимаем, что вмешательство городской власти в организацию культуры города требует системного подхода, и относительно этого тезиса нет абсолютно никаких возражений. Но молодежь, и не только, нуждается в культурной жизни уже сегодня, а посему, организует объединения по интересам, вроде «Аэрария» или джаз-клуба bbSea, и было бы неплохо, если бы город как-то поддерживал эти инициативы посредством предоставления площадей, невмешательства в деятельность, когда речь идет об организации вечеринок и фестивалей, и всяческого способствования имеющимися средствами и информационной поддержкой. Ведь любая энергия должна иметь выход, особенно творческая, и задача каждого, у кого есть возможность, — помочь ей выразиться в полной мере.
ПОКАЗАТЬ ЕЩЕ