Вода +25°C
Штиль, высота волн до 0,1 м
 
Рейтинг лучших танцевальный заведений Сочи
Проголосуй за понравившееся заведение и, возможно, именно твой голос станет решающим
Люди

Любовь с арфой

По аналогии с Сергеем Полуниным, который разрушил абсолютно все стереотипы, связанные с консерватизмом балета, так и Александр Болдачев вдохнул новую современную жизнь в классическую музыку в исполнении арфы
В древние времена арфу считали инструментом, звуки которого слышали только боги, сегодня это редкий и аристократический инструмент, достойный королевских домов. Известно, что многие из дома Романовых были прекрасными арфистами. Считается, что на арфе играют преимущественно женщины. Но судьба подарила мне знакомство с уникальным исполнителем из «музыкального меньшинства», звуками которого восхищаются мировые элиты. Знакомьтесь — Александр Болдачев.

Кто повлиял на твой выбор инструмента, столь необыкновенного для мальчика? И твое понимание гендерной принадлежности арфы?

Философский вопрос. Нужно ввести новый термин: «музыкальные меньшинства»…
(Смеётся.) С четырёх лет увлекаясь абсолютно разнообразной литературой, я читал сказки многих стран и народов, штудировал книги по воспитанию детей и назидательно цитировал их родителям, а также пропадал за грудой энциклопедий обо всём на свете.
Моим любимым чтивом были античные мифы и средневековые легенды. Давид, Аполлон, Орфей, Нерон и ирландские барды — мои кумиры-арфисты. Поэтому в пять лет образ арфы у меня был сугубо мужской, эпично-лирический, масштабный. Позже это переросло в философию жизни: сознательный уход от любого проявления стереотипности по отношению к людям, профессиям, политике или религии.

Достаточно сделать шаг назад, посмотрев на картину в целом, и, вуаля, — то, что было незыблемой доктриной, становится лишь временным явлением. Арфа стала «женской визитной карточкой» из-за её особенной привилегированной позиции в обществе эпохи великих императриц и расцвета французской буржуазии. Каждая уважающая себя леди должна перебирать руками по струнам — так диктовала мода. Но до этого момента в основном мужчины посвящали свою жизнь дерганью за жилу, натянутую на элегантный каркас.
«Надеюсь, что я, как ходячий разрыв шаблона, внесу свою лепту в революцию свободы сознания, предав забвению пару-тройку
клишированных стереотипных образов».

Ты считаешь, что у самого древнего инструмента есть будущее? И как популяризировать столь редкий и странно звучащий в наших реалиях инструмент?

Выражусь бескомпромиссно: арфа — это именно тот уникальный инструмент, который может в наших реалиях объединить историю, современность и прогресс за счёт своего значения в судьбе разных народов, многогранности и безграничных интонационных возможностей. Понимаешь, связь с прошлым, проникновение в настоящее и мысли о будущем, — вечная работа любого деятеля искусства. Бескрайняя сцена Кремлёвского Дворца, 40-градусная пустыня Невады, андерграудные клубы Лос-Анджелеса, монументальный Большой театр и современные сцены-трансформеры Токио… За последний год довелось побывать в 20 странах и везде арфа пришлась ко двору, а репертуар теперь включает произведения многих жанров от кавера на песни группы «Наутилус Помпилиус» до традиционной музыки японского театра Кабуки.

Расскажи о своем уникальном опыте участия на открытии ЧМ по футболу 2018 года. Оценил ли твое творчество партнер по шоу Робби Уильямс?

Поп-звезда, солистка Венской оперы и арфист — эта тройка всеобъемлюще показывает масштаб открытия ЧМ. Никто никого не оценивал, потому что было и так понятно, что собрались профессионалы своего дела для создания всемирного праздника. Потрясающие ощущения, особенно от прогулки по стадиону с электроакустической арфой на глазах у 60 000 гостей и более миллиарда телезрителей. Нужно было дойти до центральной сцены, и это было самым сложным. «Лишь бы не споткнуться», — думал я постоянно.

А потом все меняется: включается особый режим медитативного восприятия мира, повышается концентрация, усиливается внутренний слух и уже абсолютно не имеет значения, слушает ли тебя один человек или вся планета. Все музыканты отчасти герои с суперспособностями, особенно если речь идет о таком инструменте, как арфа, ведь она объединяет в себе мелкую и крупную моторику, баланс, растяжку, йоговскую позицию и до миллиметра выверенное прикосновение к струнам.

Кто-то пишет сейчас музыку для арфы? Или это музыка исключительно из прошлого и твои кавер-версии поп-хитов?

Иногда даже слишком много пишут! Каждый месяц получаю десятки предложений в
соцсетях от композиторов сыграть то или иное произведение. Даже что-то интересное иногда появляется, но за всем не поспеть. Самое важное из написанного: соло для балета «Нуреев» Ильи Демуцкого. Собственно, мы и работали совместно над этой частью балета. В результате на сцене Большого театра в течение 20 минут звучит сольная арфа, что является уникальным событием в мире балетной музыки.

Инструмент — это лишь средство извлечения звука. Нет совершенно никакой разницы, кем, когда и для чего написана музыка. Она либо выигрывает от симбиоза с определенным инструментом, либо нет. В моем репертуаре есть и собственные произведения, и моих ровесников. Но, конечно, и много поп-хитов: Шопен, Scorpions, Бетховен, Nirvana, Прокофьев, Queen — именно в таком порядке. Ведь если музыка — хит, не важно, в каком веке она написана.

Твои фавориты в мире музыки? Что ты сам предпочитаешь слушать на досуге?

Можно сказать, я всеяден. Под настроение слушаю классику, джаз, электронику. Конечно, что-то подходит под ситуацию лучше, но выделять фаворитов не люблю. Как-то принижает остальных творцов… Не бойтесь экспериментировать: музыка вас сама не найдёт. Слушайте всё, отсеивайте и собирайте.

Твой персональный рейтинг зрительской симпатии к твоему
творчеству? Европа, Америка, Юго-Восточная Азия, Россия?

В Рио-де-Жанейро чересчур активные зрители проломили стену зала, навалившись толпой, и… продолжили слушать Чайковского. Китайцев в южном городе Сямынь пришлось разгонять полицией, так как их набралось у зала в пять раз больше, чем этот зал вмещает. В итоге трехтысячная толпа заблокировала улицы, как на рок-концерте. Но, конечно, с российской публикой у меня любовь, ведь сколько бы я ни прожил за рубежом, сколько бы стран ни посетил, я остаюсь русским человеком и могу сказать своему зрителю что-то объединяющее и сокровенное, что только мы вместе и поймём.

Автор: Андрей Шихов
ПОКАЗАТЬ ЕЩЕ