ЛЮДИ

Народы Сочи. Часть 1

Рассказываем про местные этносы
Мы живём в многонациональной стране, и Сочи явно отражает это. Кто только у нас не живёт, помимо русских людей, — грузины, армяне, греки, татары, эстонцы. По всему Краснодарскому краю насчитывается больше 100 национальностей. В Сочи трудно найти коренных жителей определённой этнической группы, но у нас получилось. И сегодня мы расскажем про самые популярные местные национальные группы и коротко об их истории и традициях.
Убыхи

Коренным народом в Сочи считаются убыхи. Они родственны абхазам и жили они между реками Хоста и Шахе. Они разделялись на группы в зависимости от местоположения: Субаши (нижняя часть реки Шахе), Вардане (приустье реки Лоо), Саше, или Соча (территория современного Сочи), а также были немногочисленные группы Хизе, Хамыш, Псахе. У убыхов осуществляли руководство князья, поэтому в разных группах был свой род, славившийся авторитетом среди других. Убыхов на всей земле было немного — около 50−70 тысяч. И, несмотря на такую немногочисленность, этот народ прославился своей организованностью и воинственностью.

Изначально убыхи исповедовали монотеистическую религию под влиянием греческого христианства, но после появления в Причерноморье османов и мамлюков убыхи со своими традициями и народной мифологией всё же становятся мусульманами.

Окончание Кавказской войны в 1864 году вызвало такое явление, как мухаджирство, — массовое выселение убыхов в Турцию. И судьба этого народа была трагична. Многие убыхи, страдая от голода и болезней, погибли на пути в Турцию. А по одной из легенд, турки отправили пробитые корабли за убыхами, и те, конечно же, вскоре утонули. Так или иначе, некоторым убыхам всё-таки удалось прибыть в Турцию. Они расселились в пределах Анатолии, стали изучать турецкий, и, к сожалению, в связи со своей немногочисленностью, скоро забыли родной язык. Последний носитель убыхского языка Тевфик Эсенч умер в 1992 году. На сегодня на земле не существует ни одного убыха.
Грузины

Территория Сочи изначально, хоть и недолго, входила в состав Грузинского царства при царице Тамаре, когда владения картвелов (коренных жителей Грузии) простирались вплоть до Туапсе.

Современные же грузины появились в Сочи в 19 веке при самом основании города. Когда местное коренное население (убыхи и абхазы) было изгнано в Османскую империю, южные земли необходимо было заселить. Выбор правительства пал на армян-амшенцев, понтийских греков и на грузин-мегрелов, так как эти народы имели опыт хозяйствования в жарких субтропиках.

Село Пластунка — это место проживания грузин со времён своего переселения. Здесь есть грузинский национальный этнографический музей, и в самом населённом пункте воздвигнут грузинский флаг. Также много грузин проживают в районе Мамайки, а в самом городе действует грузинская национально-культурная автономия. Более подробно о грузинах в Сочи рассказывает Ева Цкалобадзе.

«Мои дедушки и бабушки с самого детства учили нас родному языку, застольным песням, национальным танцам и блюдам, письму и чтению. На праздники мы собираемся всей семьей, тем самым укрепляя наши отношения и традиции. Мало кто, живя в другой стране, придерживается своей культуры. Мы с роднёй каждую осень под руководством моего дедушки делаем вино и чурчхелу, кстати, в Сочи мы её часто называем «грузинский сникерс», но это ещё и в 100 раз вкуснее и полезней. Грузины разделяются примерно на 17 национальных групп, я отношусь к кахетинцам, это одна из самых больших народностей. Наша национальная группа отличается тем, что мы первые, кто принял христианство в Грузии, которое пришло к нам от святой Нино. Также мы виноделы, ведь изначально вино в Грузии зародилось в Кахетии: там есть Алазанская долина, где растет около 600 автохтонных сортов винограда. Интересный факт — на всемирных винных выставках наши грузинские вина занимают первые места.
Ева Цкалобадзе
Вообще Грузия — третья страна, которая приняла христианство и, естественно, большинство наших праздников связаны со святыми, ведь грузины — народ очень религиозный. Например, «Гиоргоба» (день святого Георгия), «Мариамоба» (день святой Марии), Рождество, Пасха и другие. Также каждую осень грузины празднуют сбор урожая. Во многих дворах можно увидеть собранный богатый урожай и празднование того, что Бог послал благословение в виде даров природы, и мы с благодарностью принимаем их и ухаживаем за всем.

Что касается воспитания, уже давно наступило то время, когда женщина может учиться наравне с мужчинами в вузах и работать, где пожелает душа. Однако выше мужчины мы не прыгнем, так как мужчина — глава семьи, он тот, кто обеспечивает семью пропитанием и безопасностью, а женщина — это та, кто хранит семейный очаг, готовит и следит за хозяйством и домом, растит и воспитывает детей. Несомненно, мужчины тоже принимают участие в воспитании детей. Все семейные ценности и приоритеты расставляются с малых лет.

Известно, что грузины гордый народ, но очень гостеприимный. Мы принимаем и уважаем всех тех, кто принимает и уважает нас. Наша история очень богатая и могучая, и мы этим гордимся.

Одно из чудесных и волшебных событий в семье каждого грузина — свадьба детей, когда глава семьи женит сына или выдает замуж дочь. Происходит это событие по всем традициям: жених выезжает из своего дома за невестой в её дом, где та символично выходит из отчего дома вслед за мужем. Естественно, их брак заключается перед Богом в церкви, официальная роспись тоже присутствует обязательно. После этого все направляются в торжественный зал, где банкет начинается с танца жениха и невесты под названием «картули». Это очень красивый и чувственный танец: нежные движения невесты и мужественные жениха с точёной осанкой и гордым взглядом. Воистину чудесное событие в каждой грузинской семье.

В Сочи есть грузинские диаспоры и, конечно же, я в ней состою. Также в Сочи есть грузинская школа, где большая часть обучающихся грузины, в ней учились мой отец, мои братья и я. Находится она за городом Сочи, в грузинском селе под названием Пластунка, которая делится на две улицы: Джапаридзе и Леселидзе».
Армяне

Первые амшенские армяне на побережье появились примерно в 60-х годах 19 века. Из-за экономических и социальных проблем в Турции они покинули страну и по приглашению Российского правительства стали иммигрировать сюда. Сочи очень похож на Турцию по климату и ландшафту, поэтому армяне освоились на новой земле быстро.

Армяне расселились в Сочи достаточно компактно — они построили для себя же целые посёлки, такой, например, как Нор-Луйс (Новый Свет). На данный момент около 20% населения Сочи — это армяне, где большинство живут в сёлах Адлерского района.

«У армян традиций великое множество, начиная от кухни, заканчивая праздниками и церковными канонами, присущими только Армянской Апостольской Церкви. В первую очередь я бы выделила отношения внутри семьи, у нас уважение к старшим — это один из важных «законов» армянина. Также отношения внутри семьи очень тёплые, армяне всегда на связи со своей роднёй, и у каждого армянина найдётся дальний родственник в любом конце мира, так как армянская диаспора очень обширная. Также у нас очень прочная связь с соседями. В детстве мы ходили друг к другу в гости как к себе домой: вместе ели, спали, пекли матнакаш в тандыре. У нас даже был такой обычай — раз в неделю кто-то из соседей топил свой тандыр, и все соседи собирались и пекли там свой хлеб на будущую неделю, так было веселее, и этим мы экономили дрова.
Людмила Амирджанян
С приходом христианства у армян некоторые языческие праздники пришлось адаптировать под религию. Например, Вардавар — праздник Преображения Господня, который отмечается через 14 недель после армянской Пасхи. Этот день похож на русский праздник Ивана Купала — такой же весёлый, так как все вокруг обливаются водой. Ещё один такой праздник в честь Сретения Господня — это Трндез. В этот день молодожёны и пары, ещё не вступившие в брак, прыгают через костёр, взявшись за руки, чтоб брак был крепким и счастливым, но вообще через костёр прыгают все гости праздника, ведь счастья и любви хотят все.

Помимо веселых беззаботных праздников, у нас также есть чёрные дни календаря, один из них — это 24 апреля, День геноцида армянского народа в Османской Турцией. В этот день армяне всего мира, в том числе и в Сочи, ходят в Армянскую церковь, участвуют в траурных митингах. У армян очень богатая история и традиции, мы — одна из древнейших цивилизаций. Иногда может показаться, что армяне любят себя восхвалять, это так, но не просто так.

И, конечно же, хочется сказать про известное армянское гостеприимство. Приход гостей — это всегда небольшой праздник с неотъемлемой гастрономической составляющей, а сам гость в доме армянина — царь.

Мне нравятся традиции армян, они делают нас особенными и вносят в жизнь яркие краски и эмоции. И, я думаю, всем понятно, что армяне всегда много общаются с другими армянами, несмотря на то, что любят и уважают другие этнические группы, в частности, русских людей — за их душевность, простоту и открытость. В Сочи много армян, и я, конечно же, стремлюсь к общению с соотечественниками, опять же, потому что нас объединяют традиции и ценности, есть вещи, которые понятны только нам", — Людмила Амирджанян.
Эстонцы

В горах Красной Поляны есть посёлок Эсто-Садок, его название переводится как «эстонский посёлок» не просто так. В 1886 году его основали эстонцы-переселенцы, которые бежали от гнёта на родине.

Найдя новый дом, эстонцы начали заниматься скотоводством, пчеловодством и земледелием. Они высадили большой яблоневый сад, а также сделали общий участок земли в центре со старым дубом, который сохранился до сих пор и считается символом Эстонии. Также на Красной Поляне есть дом-музей эстонского писателя Антона Хансена Таммсааре, который вылечился здесь от туберкулёза.

«Эстонских традиций именно в Сочи, к сожалению, сохранилось крайне мало, можно сказать их почти что нет. Ведь жизнь идёт — всё меняется. Наши национальные традиции были ярко выражены в прошлом веке или хотя бы лет 15 назад, когда эстонцев в Сочи было побольше, примерно 700 человек. У нас в 2000 году была организована эстонская община «Ээсти-Айакэ», что дословно переводится как «эстонский огородик», где мы решали разные вопросы все вместе. Но община прекратила свою деятельность по моим политическим соображениям, поэтому и связь с Эстонией давно прервана. Вскоре все здешние эстонцы, можно сказать, ассимилировались в нашем посёлке, все традиции и обычаи перемешались из разных культур — латышской, белорусской, украинской, казачьей, русской, и теперь настоящих эстонцев в Сочи можно только по пальцам пересчитать. Мы, эстонцы, конечно, общаемся друг с другом, но нас здесь мало.
Вальтер Герман
Один из больших праздников для нас — это Рождество, которое эстонцы отмечают 25 декабря. Также каждые 5 лет в Сочи мы устраиваем праздник села Эсто-Садок. Мои мама и бабушка раньше готовили много национальных блюд на все праздники, сейчас же, конечно, на наших столах всё, как у всех, единственные по-настоящему эстонские блюда, которые мы готовим, — это капсапудра (капустная каша на шкварках), колбаски и белая подлива.

Все наши традиции смешались с традициями других народов. Раньше мы, конечно, отмечали и такие праздники, как Янов день, где по традиции нужно было ходить в лес и искать там цветок папоротника и прыгать через костёр. Но сейчас все старые традиции утратились, и о них помнят только немногие старики. Но нам не жалко, ведь эстонцы очень любят свой посёлок и считают его родным домом. А то, что все традиции у нас перемешались, — это просто влияние жизни и времени", — Вальтер Герман, бывший председатель эстонской общины «Ээсти-Айакэ».
ПОКАЗАТЬ ЕЩЕ