ЛЮДИ

Народы Сочи. Часть 2

Рассказываем про местные этносы
Сочи настолько многонациональный город, что мы не смогли уместить всю информацию про местный этнос только в одном материале. В первой части мы рассказывали про убыхов, грузинов, армян и эстонцев (если ты ещё вдруг не видел эту статью — можешь ознакомиться на сайте). Сегодня же мы познакомим вас с обычаями и традициями сочинских черкесов, греков и татар. Приятного чтения!
Черкесы

Черкесы — народ группы адыгов, этническое формирование которого произошло на основе адыгских племён. Название «черкесы» появилось в 14 веке, оно означает человека, преграждающего дорогу, то есть разбойника, ведь черкесский народ жил набегами. Сами черкесы называли себя адыгами, что означает «благородные». Черкесы с кабардинцами говорят на одном языке — кабардино-черкесском, но даже в нём существует 8 диалектов. Исторически черкесы проживали на севере Кавказа и верхних притоках Кубанской долины. Истоки черкесской культуры учёные нашли в поселениях Дольменной и Майкопской культур.

Основным занятием у черкесов было скотоводство, где разведение лошадей занимало особое место. Также они занимались производством сукна, изготовлением одежды, обработкой дерева, оружейным и кузнечным делом. Питались черкесы чаще всего молочными продуктами, овощами, хлебом и мясом.

Примерно с 15 века черкесы стали исповедовать ислам, но у них также сохранилось много интересных национальных обычаев с древних времён. Так, например, в фольклоре центральное место занимают былины и сказания общечеркесских сюжетов, нартский эпос, исполнение народных песен.

Примерно с середины 16 века Россия пыталась захватить кавказские земли. Русские войска убирали всех, кто им не повиновался. Так, уже в 19 веке черкесский народ подвергся депортации. По неофициальным данным, за месяц было изгнано 1,5 миллиона черкесов. Из-за голода и болезней в этот период погибло больше 500 тысяч человек. Целые общины были изгнаны на кораблях в различные уголки света, но в основном — на территорию османов. Есть легенда о том, что русское государство планировало операцию по изгнанию черкесов ещё задолго до самого этого события и в итоге постепенно осуществило свои планы. В настоящее время предки черкесов проживают в Израиле, Турции, в странах Ближнего Востока и в России, где их насчитывается более 73 тысяч.
Греки

После окончания Кавказской войны также по инициативе российской власти с целью заселения Черноморского побережья в Сочи началась первая миграция греков. После этого была вторая волна, и в 1878 году около 36 греческих семей — выходцев из Понта — впоследствии основали Красную Поляну: дали название поселению, открыли школу и построили церковь.

Сами же греки часто называли себя ромеями, как все византийцы, так как греческая культура передаёт духовную и историческую близость к Византийской культуре. Греки сохраняют память о себе по сей день, ведь в Сочи существует большая греческая община со своими порядками и традициями.

«Наши семьи достаточно религиозны. Для нас Рождество и Пасха — это большие праздники, когда мы посещаем церковные службы, собираемся всей большой семьей за одним столом с национальными блюдами и напитками. Вообще, греческие семьи, как правило, очень традиционные. И, откровенно говоря, это предмет нашей гордости. Мы пытаемся вложить в наших детей с самого рождения знание своей родословной, понимание, откуда твои предки и каким путём они шли, семейные истории, рецепты, старинные фотографии, дошедшие до нас через несколько поколений. Это как общие национальные традиции и обычаи, объединяющие всех греков Черноморского побережья, так и семейные, сохранившиеся на многие поколения.

Мы, греки, считаем себя носителями той самой восточной культуры, так широко распространившейся и укоренившейся на всей территории России, тесно связанной с православным учением. Мы стараемся не потерять эту нить, и поэтому вся наша деятельность, как правило, строится вокруг данной культуры. Это наша национальная особенность, отличающая нас от других народов России. И это очень хорошо представлено нами на различных культурных межнациональных мероприятиях города. В России также, в том числе и благодаря грекам, сохранилось влияние византийской культуры. Это прослеживается в архитектуре: триумфальные колонны, украшенные статуями греческих богов и воинов, орнаменты, мозаика, роскошное внутреннее убранство (большие площади, высокие потолки, орнаментальные рисунки). Большинство православных храмов исполнено в византийском стиле. Близость православия и Византии и, как следствие, нашей культуры не случайна. В Византии завершилось становление христианства, там же оно приобрело свою ортодоксальную форму.
Иван Ананиади
Наша страна и наш регион многонациональны, представленные этносы проживают здесь очень сплочённо и традиционно внутри своих общин. Это очень ярко заметно на различных культурно-массовых и развлекательных мероприятиях. Греки с уважением относятся к другим этносам нашего города. У нас много друзей среди них, и мы часто встречаемся и проводим те или иные проекты вместе. Ежегодно в День народного единства мы представляем свои культуры на городских площадках, подчёркивая обоюдную заинтересованность в дружеских отношениях между нами.

Греки, проживающие на территории нашей страны, являются представителями одной большой диаспоры и в целом очень похожи в своих традициях и обычаях. Мы достаточно тесно общаемся, часто встречаемся на разных мероприятиях или культурных событиях. Обмениваемся опытом, мыслями, делимся успехами, обсуждаем задачи, которые стоят перед нами как перед представителями общественных организаций, создаем совместные проекты, организуем развлекательные и обучающие мероприятия. Для чего нам это нужно? Я думаю, что ответ очевиден. Чтобы сохраниться. Как этнос, как национальное общество и одна из самых старейших греческих диаспор мира. А сохранить свою богатую культуру мы можем только вместе. Надо сказать, что, участвуя в разных социальных проектах совместно с другими представителями греческих диаспор России, я понимаю, что в целом, мы исповедуем одни и те же духовные принципы", — Иван Ананиади, председатель греческой общественной организации посёлка Красная Поляна «Патрида».

«Традиции и обычаи греков с ходом времени, конечно, меняются, и не всё удаётся сохранить, к сожалению. Но во многих греческих семьях большинство различных традиций соблюдается. Например, в понтийских семьях своим детям чаще всего дают имена родителей или близких родственников, тем самым отдавая дань уважения старшим. Спустя 40 дней после рождения ребёнка его обязательно крестят, причём крестины отмечаются пышно, а крёстными становятся те люди, которые держали венцы на венчании у родителей. Именины греки празднуют даже торжественнее, чем свои дни рождения. С самого детства наши дети получают духовно-нравственное воспитание, их приучают посещать церковь каждое воскресенье и по большим праздникам. На Старый новый год принято ходить к своим крёстным, по традиции дарить им петуха, рождественский пирог василопита и проводить с ними время, а крестников у взрослых бывает и по 10 человек.
Афина Ксандопуло
Я состою в греческой общественной организации «Патрида», где мы также стараемся отмечать все государственные и православные праздники, даже те, которые отмечаются только в Греции. Такие, как День Охи, День независимости Греции. В эти дни мы обычно собираем родных и близких под одной крышей и устраиваем концерты. Помимо этого, иногда в такие дни мы устраиваем греческие вечера.

В понтийских семьях по сей день готовят некоторые традиционные блюда, такие как фуструн, ширван, сирон, рецепты которых передаются из поколения в поколение.

Современные греческие свадьбы похожи на российские, но с такими исключениями: у греков обычно свадьбы большие и пышные, обязательно с национальной музыкой и танцами под звуки традиционного инструмента — понтийской лиры кемендже, очень часто в живом исполнении. На наших свадьбах вы никогда не услышите «горько», и молодожёны у нас не целуются. На свадьбе можно увидеть традиционный танец невесты, где кум (дружок) выводит её в центр зала, где молодая жена исполняет танец с плавными движениями, а гости по желанию осыпают её деньгами.

Сам понтийский диалект сохранился, но хорошо его знает только старшее поколение, а молодёжь мало на нём говорит. В основном мы общаемся на русском языке, но, тем не менее, есть определённые учителя, которые проводят занятия по понтийскому диалекту, стараясь сохранить этот вымирающий язык.

Мы очень любим свою нацию и активно общаемся с другими греками, так как у нас много общего. Также мы дружелюбно относимся к другим этническим группам, ведь даже в нашем рабочем коллективе есть и русские, и армяне, и туркмены. Для нашей большой страны это естественно, ведь в России уживается очень много наций", — Афина Ксандопуло, руководитель ансамбля греческого танца «Морон».
Татары

Татары стали переселяться в Сочи в советское время, когда город начал активно расстраиваться и превращаться в образцовый курорт. Именно в это время люди начали приезжать сюда отовсюду. Среди них были и в том числе татары из Ростовской и Саратовской областей, а также из Башкирии и Приволжья.

Уже к 1992 году в Сочи насчитывалось более двух тысяч татар. А к 1994 году в городе появились две организации: татарская национально-культурная автономия татар и религиозная община мусульман. Сейчас же число татар в Сочи превышает пять тысяч.

«Татар в Сочи много, и они очень любят отмечать национальные праздники. Так, например, Сабантуй — это большой татарский праздник, день плуга, который символизирует окончание весенних посевных работ. По традиции раньше устраивались состязания и народные игры с подарками, и всё это мероприятие дополнялось песнями и плясками. Сейчас этот праздник масштабно отмечается в больших городах, особенно в Татарстане, а мы отдаём дань этой традиции и собираемся всей семьёй за праздничным столом или едем отдыхать на природу. Курбан-байрам — также большой религиозный праздник окончания поста (хаджа), в том числе и для татар. Само название Курбан-Байрама переводится как „праздник жертвоприношения“. В этот день утром обычно все мусульмане идут в мечеть, где они молятся, слушают Коран и проповедь, в которой объясняется происхождение обряда жертвоприношения. После чего в конце дня и происходит главное событие праздника — жертвоприношение барана, где одна треть раздаётся бедным, вторая — друзьям или соседям, и только третья часть остаётся себе. Также в нашей семье отмечается Бэбэй туе — знакомство новорождённого с семьёй. Он отмечается сразу после того, как новоиспечённую маму с ребёнком выписывают из больницы. В этот день накрывается праздничный стол, приходят родные и близкие с подарками для малыша, и отмечается рождение нового члена семьи», — Ратмир Мажитов.
Василиса и Ратмир Мажитовы
«Татары очень славятся тем, что любят пить чай, просто хлебом не корми. Причём чай — это полноценный перекус без всяких конфет и пряников, но у нас есть традиция класть в чашку с чаем сухофрукты. Такие чаепития проходят несколько раз в день, где все собираются за одним столом и общаются. Бывает, что только пообедали, можно и чай попить, попили, уже пора и ужинать. Отсюда вытекает тот факт, что все татары очень гостеприимные по отношению к любым людям. Даже если ты, грубо говоря, их враг, но пришёл домой как гость, тебя всё равно и накормят разными яствами, и напоят, и спать уложат. Поэтому уйти от татарской семьи и не наесться — это просто невозможно. А национальные блюда в основном состоят из трёх ингредиентов — теста, мяса, картошки. Эчпочмаки, чак-чак, зур бэлиш, губадия, бешбармак — все эти блюда приготовлены из теста, мяса или картошки. Девочек с детства приучают к готовке, уборке и уважению старших и мужчин. Даже столовые приборы подаются сначала главе семьи, потом другим мужчинам и только потом всем девушкам и женщинам.

Также у нас есть очень интересные свадебные традиции. Например, руку и сердце будущей невесты просят сначала у её родителей и только потом у неё самой. Также за один день до свадьбы татарам нельзя видеться. А уже после росписи в ЗАГСе молодожёны обязательно должны посетить своих родителей, чтобы те их благословили. Молодых встречают не с хлебом и солью, как принято у русских, а с мёдом и маслом для сладкой и гладкой жизни. Далее свекровь кладёт подушку невестке под ноги для того, чтобы она ходила по дому свободно, и семейная жизнь с её мужем была лёгкой и воздушной. Мама невесты так же по традиции печёт чак-чак на свадьбу, где он считается самым дорогим и важным блюдом на столе, которое символизирует богатство молодожёнов. Уже после свадьбы невеста должна лепить такие пельмени, чтобы они по размеру проходили через её обручальное кольцо, и чем меньше пельмени, тем лучше: это показывает спокойствие и трепетность невестки.

Мы общаемся с людьми, у которых есть татарские корни, но они уже давно обрусевшие. Татары в Сочи и татары в Казани, столице Татарстана, очень отличаются друг от друга. Также татары разделяются на несколько видов: казанские, башкирские, сибирские, мишари и т. д. Мы относимся к казанским, и порой бывает, что другие татары не понимают нас, а мы их, так как традиции и иногда даже национальные праздники у нас разные», — Василиса Мажитова.
ПОКАЗАТЬ ЕЩЕ