ЛЮДИ

Профессия: уличный музыкант в Сочи

Люди маленького города: рассказываем историю уличного музыканта в Сочи и пытаемся выяснить, сколько можно заработать, играя в переходе
Сочи богат на таланты, но мало кто знает, что эти таланты можно встретить буквально везде, даже в переходе. Редакция LSDMAG поговорила с ярким представителем сочинской уличной музыкальной культуры и узнала все подробности о жизни и простых буднях голоса улицы.

Дмитрий Лукаш. Сценический псевдоним — Equillibrium. Его, играющего на саксофоне, можно встретить в переходе между Платановой аллеей и морским портом.
Как вы пришли к занятию музыкой?
Музыка была со мной с детства. На меня немножко давили родители, и какое-то время я не понимал, зачем это нужно. Может быть, просто неправильно был подобран мой первый инструмент.
На чем вы начинали заниматься?
Попался в руки баян, на нем и играл, в основном на слух. Там нужна была грамматика, но я этого всего пытался избегать. Происходило все как-то непоследовательно. Несколько раз бросал музыкальную школу. Позже с горем пополам все-таки выдали мне диплом с тройками, скорее чтобы избавиться (смеется).

После окончания музыкальной школы я учился по другой специальности, никак не связанной с музыкой, но в середине четвертого курса появилась безумная страсть к фортепиано. Я, как фанатик, бросил все дела, тусовки и начал заниматься: учил ноты, постоянно практиковался.

Потом уже было все подряд: рэп, гитара. Сейчас саксофон. И он же — инструмент для получения основного дохода. Так что можно сказать, что музыка так или иначе была со мной все время.
Получается, что вы можете сыграть практически что угодно на любом инструменте. А сами какую музыку слушаете?
Я думаю, разную, главное, чтобы она не вызывала негативных ощущений. Я музыку воспринимаю по окраске. Одно время слушал классику, любимый композитор — Шопен. И, прежде чем научиться играть на саксофоне, более 15 лет увлекался хип-хопом.
Что для вас музыка в принципе?
Я интерпретировал раньше это так: уберешь футбол — ничего не произойдет. А уберешь музыку — человек погибнет. Потому что музыка — это магия и язык Бога.
Какую роль музыка играет в вашей жизни?
Огромную. Дело в том, что я пытался работать по специальности. Но не срослось у меня в муниципальном управлении. Я сначала трудился в молодежной политике, а это бюрократия, субординация, я старался от этого всего уйти. Летом было немного проще. Я занимался с детьми: организовывал поездки в лагеря, сам ходил с ними в туристические походы. Пробовал хоть как-то разнообразить рутину. И все это было тысяч за тринадцать. В целом можно говорить о том, что музыка дала мне свободу и возможности, которые я раньше не замечал.
Как вы пришли к тому, чтобы играть музыку на улице?
Из-за нехватки денег и нежелания отказываться от музыки.
Вы считаете людей, которые играют на улице, настоящими музыкантами?
Я вообще считаю, что не разделяются понятия «уличный музыкант» или «просто музыкант». Человеку, который любит свое дело, должно быть без разницы, где играть, главное — как. Не вижу особых различий между музыкантами, один из которых стоит и играет за шапку, а другой — на открытии бутика. Совершенно неважно, какая сцена или количество слушателей. Даже если ты играешь для одного, и ему это нравится, то ты уже музыкант.
А как вы относитесь к людям, которые играют за деньги?
Я так делаю. Раньше я играл музыку, которую хотел, и мне на финансовую сторону вопроса было все равно. Я видел себя исключительно в классическом стиле, и когда нужны были деньги, чтобы прокормиться, приходилось играть в ресторанах. Из-за этого меня слегка мучила совесть. Все-таки высшее музыкальное образование. Но тогда выбора особо не было. А сейчас к финансовой составляющей прибавился и поиск заказчиков.
Расскажите про вашу первую игру на улице.
Ничего особенного не было (улыбается). В первый раз я просто вышел с разломанной гитарой, которую купил где-то рублей за пятьсот, и стал играть в переходе. В тот же день я понял, что на улице сильно не разгуляешься в плане исполнения того, что нравится именно тебе. Все-таки приходится исполнять более массовые композиции.
А разве на улице нет свободы в жанрах? Разве как раз там человек не волен играть что угодно?
Нет. Скажем, какие-нибудь джазовые стандарты. Они красивые, но все-таки если музыка не массовая, то ее и оценивать будут не совсем так, как песни группы Kazka, к примеру. А вот репертуар известных исполнителей люди принимают на ура, останавливаются, снимают на видео. Я играю то, что нравится людям. И делаю это честно. Я выхожу на улицу и заработать, и подарить эмоцию.
Сколько за день может заработать музыкант?
По-разному. От одной до пяти тысяч рублей. Как повезет.
Зависит ли заработок от места работы: улицы, перехода?
Скорее не так. Все зависит не от перехода или улицы, а от местоположения в принципе. Центр, по понятным причинам, — более рыбное место.
На ваш взгляд, любой, кто поет на улице, считается уличным музыкантом?
Нет. Есть просто попрошайки. Допустим, те, кто слоняются постоянно под алкоголем, заработать на который и является мотивацией для их выступлений. Если стоит профессиональный музыкант, то его видно сразу. Улица хороша тем, что человек, который слышит твою мелодию, чувствует себя на одном уровне с тобой. Он может подойти, лично поблагодарить. Совсем не так, как происходит на концертах или в ресторане.

Я лично попрошайничеством не занимаюсь. У меня нет таблички «помогите, чем сможете». А к людям, которые досаждают другим, бренчат что-то невнятное, от которых, ко всему прочему, несет алкоголем, я отношусь очень негативно. Они в принципе портят впечатление и о нас тоже. Люди могут подумать, что, возможно, мы тоже зарабатываем на алкоголь.

Для кого-то улица — это шанс, чтобы его увидели и пригласили на концерт или праздник. На моем опыте, за год могли пройти две бабушки, которые говорили: «Ой, громко, сейчас полицию вызову». Я получаю только благодарность от людей. Главное, чтобы уличная музыка не была вымогательством.
Как ваши знакомые и близкие относятся к тому, что вы играете музыку в переходе?
Когда это начало приносить результаты, они поняли, что это и работа для меня, и удовольствие.
Какие у вас взаимоотношения с органами власти?
Встречается непонимание со стороны полиции, конечно, есть такое. То, что они гоняют нетрезвых ребят, просто что-то громко орущих в такт, — это одно, но часто бывает, что и нас, уличных музыкантов, тоже просят уйти. К тому же в нашей тусовке есть правила. Мы строго соблюдаем «музыкальную солидарность». Стараемся не пускать приезжих, потому что когда стоят наши, мы точно уверены, что все будет хорошо, без бардака. Мы относимся к этому как к работе и нам тоже не нужны неприятности. Все же Сочи — небольшой город. Здесь все друг друга знают.

Но стражей порядка мы понимаем. У них своя работа, а у нас своя. Но если музыка звучит негромко и ненавязчиво, то почему бы не разрешить нам официально выступать.

В Москве сделали очень грамотно: отобрали через кастинг всех уличных музыкантов, дали разрешение, и люди играют спокойно. Так же можно сделать и у нас. Мы готовы предоставить все что угодно: паспорт, отпечатки пальцев, скан сетчатки глаза (смеется). Это урегулирует порядок и будет выгодно всем.

Я понимаю, что могут быть разные ситуации, что основная проблема — это безопасность в переходах. Мало ли кто захочет встать и поиграть. Но если мы свои, наши данные есть у органов, нас уже знают, многие играют больше пяти лет на улице и не вызывают проблем, то почему бы и нет.

Тем более мы играем на улице, когда у нас нет заказов или есть свободное время. Я не лентяй и не хочу ждать, когда мне упадет заказ. А может, и не упадет. Когда тебя нет на улице, можно сказать, что тебя нет в принципе как уличного музыканта.
ПОКАЗАТЬ ЕЩЕ