АРТ

РОССИЙСКОЕ КИНО В ЦЕНТРЕ
ЗАПАДНЫХ КИНОФЕСТИВАЛЕЙ

Российское кино смотреть стоит. Достойные российские фильмы, которые оценили западные кинофестивали
Современное российское кино в борьбе за кассовыми сборами, рейтингами и желанием сделать так же как на Западе, этому Западу раунд за раундом проигрывает. Все чаще можно услышать мнение,
что российское кино смотреть не стоит (и это если выражаться литературно). И к сожалению, для большинства отечественных кинокартин это утверждение справедливо. Бесконечное кумовство
в творческих вузах и превращение кино из искусства в бизнес – сделали свое дело. Поэтому сегодня победа российского фильма звучит чуть ли не громче, чем выход российской сборной по футболу
в 1/4 чемпионата мира... В список ниже кроме российского кино мы включили и советское, иначе наша статья выглядела бы совсем грустно.

«Фауст»

(«Золотой лев» Венецианский кинофестиваль)

«Фауст» Александра Сокурова – последняя крупная победа России на важном кинофестивале. Но России ли? Производством, помимо нашей страны, занимались: Германия, США, Франция, Япония, Великобритания, Италия. Фильм снят на немецком, а главные роли исполняли иностранные актеры. Но так как во главе всего стоял русский режиссер, то мы считаем «Золотого льва» российской наградой. История картины строится на любовной линии Фауста и Маргариты, которые живут, казалось бы, в XIX веке. Однако, в фильме слишком много средневековых аллюзий, что дает повод не привязываться к эпохе.

Картина начинается с малоприятных кадров поиска души. Доктор копается в человеческих останках, надеясь натолкнуться на невидимый орган. Весь фильм наполнен этими физиологическими подробностями вперемежку с философскими мыслями о смысле жизни. Здесь похоть к молодой девушке соседствует с высокой любовью, а раскаяние – с бесстыдством. Фауст «продает дьяволу (в фильме – Ростовщику) свою душу» за ночь с Маргаритой, а тот отравляет её мать и всех свидетелей. Переспав с девушкой, Фауст покидает ее
и бросается в бега вместе с дьяволом (Ростовщиком). Но совесть дает о себе знать, и Фауст забивает своего напарника камнями, а тот, смеясь, спрашивает: «Кто же тебя кормить будет?». В финале картины звучит голос Маргариты:
«И куда же ты теперь идёшь?». Фильм чрезвычайно сложный, талантливый и сделанный за гранью человеческих возможностей. Смотреть его почти невыносимо, но даже отрицая, понимаешь, что имеешь дело с высоким искусством.

«Возвращение»

(пять призов Венецианского кинофестиваля: приз «Золотой лев», приз CinemAvvenire за лучший первый фильм, премия Луиджи де Лаурентиса, премия SIGNIS Award, приз Sergio Trasatti Award)

Помимо «Венеции» картина получила множество других наград. И все это при том, что «Возвращение» – это дебют Андрея Звягинцева в полном метре. Картина о сложных отношениях отца и его двух сыновей не так проста, ведь почти каждый кадр перекликается с великими картинами мировой живописи, а история – с библейскими сюжетами. Так, братья Андрей и Иван, следующие за своим отцом – это отсыл к ученикам Христа – Андрею и Иоанну, увидевшему смерть учителя. Картина полна метафорами, аллюзиями и великолепной актерской игрой двух молодых ребят. Странно говорить, но фильм был снят двумя самоучками (ни у режиссера, ни у оператора нет профильного высшего образования), которые еще до запуска нарисовали всю картину на бумаге. Также «Возвращению» было отказано в государственном финансировании (однако информацию о победе на фестивале приняли на свой счет). На съемку фильма было потрачено 400 000$, а мировые кассовые сборы составили 4 429 093 $. Думаем, что эта картина – идеальная модель кинопроцесса, к которому стоит стремиться всему российскому кинематографу.

«Утомленные солнцем»

(Премия «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке, Гран-при жюри Каннского кинофестиваля, приз экуменического жюри в Каннах)

Эта картина собрала самый внушительный букет кинонаград за всю историю существования нашей страны. И как бы Никиту Михалкова не ругали все, кому не лень, с этим фактом не поспоришь. Фильм «Утомленные солнцем» произвел настолько сильное впечатление, что британский драматург Питер Флэннери написал по мотивам одноимённую пьесу, которую поставили на сцене лондонского Королевского Национального театра. Вкратце, о чем фильм, рассказать не выйдет: здесь фабула настолько обширна, что впору выделять под нее отдельную статью. Мы уверены, что вы эту картину видели, но если нет – то вы знаете, что стоит делать сегодня вечером. Только предупреждаем сразу, этот фильм – не развлекательное кино, которое можно смотреть и жевать. Но в нем есть все, чтобы картина называлась наивысшим произведением искусства: гениальная актерская игра, точные диалоги, тонкая операторская работа и пронизывающая до глубины души атмосфера, которая пропитывает через экран всю комнату, забираясь глубоко в твое существо.

«Москва слезам не верит»

(Премия «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке)

Еще один «Оскар», правда, полученный до развала СССР. В фильме рассказывается история о трех подругах-провинциалках, пытающихся найти свое счастье в Москве. Людмила мечтает выйти за богатого и знаменитого, что ей удается, но позже лодка семейной жизни разбивается об алкоголизм мужа. Антонина, скромная девушка, находит свое счастье в простой жизни без излишеств с мужем и детьми, а главная героиня – Катерина, забеременев от случайной связи, растит дочку одна, попутно строя карьеру. Чем могла привлечь эта, вполне обычная картина, американскую киноакадемию? Ведь изначально сценарий не нравился даже режиссеру – Владимиру Меньшову.
Он даже не мог найти актрису на главную роль - все отказывались. И он, отчаявшись, сделал самый верный шаг – пригласил свою жену Веру Алентову.

После выхода картины кинокритики ее не приняли, назвав «дешёвой мелодрамой, эксплуатирующей низменные чувства зрителей». Однако, как показали сборы (в СССР фильм посмотрели около 90 миллионов зрителей) и «Оскар», эти «низменные чувства» нужны были миру. Кстати, о победе своей картины Владимир Меньшов узнал из программы «Время» (на премию в США его не пустили), а законную статуэтку получил только через 7 лет. Позже Меньшов расскажет, что он сам не ожидал такого успеха. Даже Рональд Рейган (президент США) посмотрел фильм восемь раз перед первой встречей с Михаилом Горбачёвым, чтобы понять «загадочную русскую душу, но так ничего и не понял. Наверное, потому что не имел тех «низменных чувств», что углядели в картине советские кинокритики.

«Война и мир»

(Премия «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке, Премия «Золотой глобус» за лучший фильм на иностранном языке, Премия Национального совета кинокритиков США за лучший фильм на иностранном языке)

Этот фильм – больше чем фильм. Он – целая жизнь, эпоха. Во время съемок режиссер картины Сергей Бондарчук из-за нечеловеческого напряжения пережил тяжёлый сердечный приступ и вторую клиническую смерть. Но фильм доснял. Ведь для СССР создание ленты было делом чести. В который раз советская власть хотела «сделать» американцев.

Съемку фильма контролировало Министерство культуры СССР, одним из «спонсоров» картины стало Министерство обороны СССР, для пошивки костюмов были привлечены Госплан СССР и Министерство лёгкой промышленности СССР. В ходе съемок был сформирован отдельный кинематографический кавалерийский полк в составе около 1500 всадников, изготовлено 9 тысяч костюмов, построено 50 декорационных объектов и 8 мостов и так далее, и так далее... Фильм снимался на протяжении 6 лет! И все это с применением исключительно советской техники и советской пленки, которая оставляла желать лучшего. «Война и мир» Сергея Бондарчука – это наглядный пример, что в СССР не знали слова «невозможно». И через кровь, страдания, смерти, траты огромных денег снимались такие великие картины. Хотя цель (быть лучше, чем американцы) была не самой «взрослой».

«Летят журавли»

(«Золотая пальмовая ветвь» на Канском кинофестивале)

Победой в Каннах в СССР не гордились. В небольшой заметке без заголовка и фотографий в газете «Известия» было упомянуто, что фильм «Летят журавли» взял главный приз в Каннах. Ни режиссер, ни оператор указаны не были. Возможно потому, что фильм шел вразрез с официальной советской идеологией о памяти войны. Ведь в картине не было героических подвигов, но была история обычной слабой женщины, которая не дождалась с войны жениха, о чем очень страдала. Никита Хрущев ненавидел эту картину и даже назвал главную героиню «шлюхой». Однако во Франции тяжелая правда была оценена по достоинству. Тем более, что фильм во многом оказался новаторским. Операторские находки Сергея Урусевского использовались позже во всем мире. К слову сказать, триумф фильма больше не был повторен. Ни Россия, ни СССР, больше ни разу «Золотую пальмовую ветвь» в Каннах не выигрывали.

«Разгром немецких войск под Москвой»

(Премия «Оскар» за лучший документальный полнометражный фильм, Премия Национального совета кинокритиков США за лучший документальный фильм)

Эта документальная картина стала первой крупной победой СССР на западных кинофестивалях, но ее содержание, а главное, подвиг всей кинокоманды стоит всех наград мира. Производство шло в тяжелейших условиях: операторы снимали материал на фронте под пулями, часто возвращаясь уже погибшими, монтаж шел в неотапливаемом подвале, на улице был тридцатиградусный мороз, оркестр, озвучивающий картину, играл замерзшими руками, которыми было тяжело зажимать струны. И все это ради того, чтобы поднять народный дух и разрушить миф о всемогущей немецкой армии. В фильме показывают события периода октября 1941-января 1942. Здесь кадры обороны Москвы, бои под Тулой, уничтоженные деревни, убитые мирные жители и пленные немецкие солдаты. Сегодня этот фильм смотрится с не меньшим трепетом и благодарностью создателям. И выглядит большим подвигом наряду с подвигом защиты Москвы.

Итого:

КАННСКИЙ КИНОФЕСТИВАЛЬ
«Золотая пальмовая ветвь»:
«Летят Журавли», режиссер Михаил Калатозов, 1957

«Гран-при»:
«Великий перелом», режиссер Фридрих Эрмлер, 1945
«Солярис», режиссер Андрей Тарковский, 1972
«Жертвоприношение», режиссер Андрей Тарковский, 1986
«Сибириада», режиссер Андрей Кончаловский, 1978
«Покаяние», режиссер Тенгиз Абуладзе, 1984
«Утомленные солнцем», режиссер Никита Михалков, 1994
БЕРЛИНСКИЙ КИНОФЕСТИВАЛЬ
«Золотой медведь»:
«Восхождение», режиссер Лариса Шепитько, 1976
«Тема», режиссер Глеб Панфилов, 1979
Короткометражный фильм «Подвиги Геракла», режиссер Сергей Овчаров, 1999
ВЕНЕЦИАНСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ КИНОФЕСТИВАЛЬ
«Золотой лев»:
«Фауст», режиссер Александр Сокуров, 2011
«Возвращение», режиссер Андрей Звягинцев, 2003
«Урга — территория любви», режиссер Никита Михалков, 1991
«Иваново детство», режиссер Андрей Тарковский, 1962
ПРЕМИЯ АМЕРИКАНСКОЙ КИНОАКАДЕМИИ «ОСКАР»
Лучший фильм на иностранном языке:
«Война и мир», режиссер Сергей Бондарчук, 1965
«Дерсу Узала», режиссер Акира Куросава (СССР/Японии), 1975
«Москва слезам не верит», режиссер Владимир Меньшов, 1979
«Утомлённые солнцем», режиссер Никита Михалков, 1994

Лучший документальный фильм:
«Разгром немецких войск под Москвой», режиссеры Леонид Варламов и Илья Копалин, 1942

Лучший короткометражный анимационный фильм:
«Старик и море», режиссер Александр Петров, 1999