Вода +18°C
Штиль, высота волн до 0,3 м
 
ЛЮДИ

Творчество, свободное от предрассудков

Творческий аскет и мастер ироничного искусства: большое интервью с грузинским художником, живущим в Сочи
ЛЮДИ

Творчество, свободное от предрассудков

Творческий аскет и мастер ироничного искусства: большое интервью с грузинским художником, живущим в Сочи
Многие считают, что путь художника предрешен с самого рождения: сначала художественная школа, потом училище, а дальше — кто во что горазд. Есть и другой вариант — просто с детства много и часто рисовать, лепить и заниматься творчеством, развиваясь самостоятельно. Наш же герой развенчивает все мифы и на своем примере доказывает, что начинать заниматься искусством никогда не поздно, а самоцензура и ирония — это два столпа, на которых вполне может развиваться целое направление в творчестве. Будучи самобытным и непосредственным в своей реализации даже без всяких подготовительных и полировочных мероприятий.

В ходе интервью мы выясним, в чем секрет таланта грузинских художников, определим основные трудности в развитии современного искусства в России, а также почему на сегодняшний день современное искусство является зрелищем не для женских глаз.
Фото - Александр Катугин
Теймураз Бетанели - художник, автор рассказов на злобу дня, еще один непризнанный человек искусства, абсолютно незаслуженно лишенный своего зрителя. Теймураз занимается предметным искусством — делает «поделки», как он сам любит выражаться. Для своих работ он выбирает самые необычные формы, посредством которых говорит со своим зрителем, донося свой взгляд и критику современного мира.

В Сочи Теймураз живет с 1991 года. Переехал сюда, когда начались темные времена в Грузии, после того, как во время прогулки с ребенком на их глазах произошла перестрелка. По первому образованию Теймураз биолог, учился в Тбилиси, второе образование получил заочно уже в зрелом возрасте, отучившись во ВГИКе на оператора. Элемент творческой отдушины всегда присутствовал в его жизни, но именно в зрелом возрасте трансформировался во что-то цельное, соответствующее духу времени и гармонирующее с внутренним и внешним миром.
Расскажите, как начинался ваш творческий путь?
Когда-то очень давно я увлекся фотографией, мне нравилось это занятие и я старался как можно больше снимать. Но нужно понимать, что это был Советский Союз, там не было никакого полета фантазии, от нас этого не требовалось. Тогда было так: прочитай, заучи, сделай, пойди, принеси. Не было разгула личности, который есть сейчас, там и личностей-то особо не было. А фотография индивидуальна, ты ни от кого не зависишь, никто тебя не контролирует. Это подкупало. Появился у меня в тот период времени очень самобытный и талантливый друг, который тоже был фотографом. Кроме фото, он занимался разными формами искусства, в том числе делал так называемые «поделки», как говорит моя жена. Собственно, он и научил меня понятию «этюдная выразительность». Красота изображения — это самое главное. С тех пор много воды утекло, я уже успел бросить фотографию и тоже занялся «поделками», но задумался впервые об этом именно благодаря этому парню.
Современное искусство не приносит наслаждения и удовольствия, это что-то вроде размышлений о проблемах окружающего мира
А когда начали делать эти самые «поделки» и чем занимаетесь в обычной жизни, кроме их изготовления?
Я на пенсии, ранее занимался бизнесом — торговлей с Китаем. Но в 2014 году все прекратилось. Начал увлекаться искусством лет 10−12 назад. У меня в старом доме был гараж, там очень удобно было заниматься творчеством. Все начиналось с мелких поделок из банальных вещей — веток с пляжа и всего такого. А потом постепенно я начал вкладывать идею в свои работы. Но я не систематичный художник, делаю что-то скорее по наитию. А еще есть проблема: художнику нужен зритель, мои же работы никто не видит, только жена. Но дело в том, что большинство вещей в современном искусстве несут глубокий смыл и идею, будучи при этом абсолютно уродливыми, а ей этого не нужно, это не для женских глаз. Хотя она отлично разбирается в искусстве, чувства прекрасного в ней гораздо больше, чем во мне.
Может быть, поэтому во время нашей первой встречи вы сказали, что ваше искусство — не для женщин?
Отчасти и поэтому тоже. Если вы взглянете на все актуальное искусство, которое на сегодняшний день можно увидеть в музеях, то в большей части оно слишком тяжелое. К каждому экспонату нужно читать описание в два листа, а иначе это просто бессмысленное и зачастую безобразное зрелище, не имеющее никакой эстетической привлекательности. Современное искусство не приносит наслаждения и удовольствия, это что-то вроде размышлений о проблемах окружающего мира. А зачастую и того больше — вызов, бунт!
Расскажите о вашем опыте участия в конкурсе Кандинского.
Да, я однажды отправлял туда некоторые из своих работ. Первый этап конкурса я прошел, вошел в список из 100 номинантов, а потом уже вылетел. В отношении себя я мыслю реально: что заслужил, то и получил. Но, надо признать, работы конкурсантов стали намного хуже, чем даже несколько лет назад, а значит, мы движемся не в том направлении.
Расскажите, чем вы вдохновляетесь?
Я эмпирический художник: что вижу, что чувствую, что думаю, то и пою. Описываю путем подручных методов свое мнение по тому или иному вопросу. Как говорил литературный классик, произведение должно быть коротким, а хорошее произведение — еще короче. Я разделяю это мнение и стараюсь придерживаться его в своих работах.
В России личность убивается каждый день, даже хуже, чем в советское время
За кем из современных художников вы следите? И какие направления в искусстве выделяете?
Ни за кем не слежу. Для меня главное, как говорится, чтобы оно подействовало. Какая разница, какой стиль или кто написал картину, которая меня будоражит? Одно из первых назначений искусства — приносить удовольствие. Этого я и ищу.
Расскажите, чем обусловлен, на ваш взгляд, такой бум талантов в Грузии? Великое множество грузинских художников, дизайнеров одежды и музыкантов внезапно увидел мир и восхищается их работами.
Все дело в том, что в Грузии не подавляется личность человека, они могут творить все что захотят. Грузинская молодежь намного свободнее, и эта свобода закреплена на законодательном уровне. Вот даже хотя бы то, что марихуану легализовали, — это ведь тоже говорит об отношении к личности. Человек хочет курить — это его право, нельзя запрещать, если он этого хочет. Я недавно посмотрел фильм про марихуану. Так вот, от ее передозировки за всю историю не произошло ни одного летального случая, а от сигарет умирают пачками.

В России же личность убивается каждый день, даже хуже, чем в советское время. По очень точному выражению Быкова, сегодня мы находимся в ситуации, подобно той, что была в 30-х годах в СССР, когда ничего не происходило, серебряный век отжил себя и пришла пустота. Где вместо головы — серп и молот, а вокруг ничего не происходит. Но уже спустя 30 лет, в 60-х годах, произошел новый рассвет культуры, так что надежда есть.
Я думала, что только мы, молодежь, чувствуем на себе этот застой.
Я тоже очень болезненно к этому отношусь, поэтому, собственно, я и сам по себе, вне социального общества. Не контактирую с внешним миром, но, надо признать, себе подобных тоже очень хочется найти. А пока не нашел, я вижу себя критиком всего происходящего.
ПОКАЗАТЬ ЕЩЕ