Вода +25°C
Штиль, высота волн до 0,2 м
 
АРТ

ВЕЛИКАЯ ДЕПРЕССИЯ В США. КИНО КАК ЛЕКАРСТВО

Кино, которое спасло людей от самоубийства
В 1929 году в США началась Великая депрессия и продлилась вплоть до 1939 года. Это десятилетие сотрясло промышленность, уничтожило строительство, привело к разорению фермеров и стало причиной катастрофической безработицы. В такой тяжелый для Америки период спасти людей от самоубийства могло только одно. И это было кино.

«Никогда еще перед Конгрессом Соединенных Штатов, собравшимся рассмотреть положение дел в стране, не открывалась такая приятная картина, как сегодня. Во внутренних делах мы видим покой и довольство... и самый длинный в истории период процветания». С такой речью 4 декабря 1928 года выступил 30-й президент США Калвин Кулидж, а почти через год, 24 октября с Уолл-стрит пришли не самые хорошие новости: обвал цен на акции, начавшийся в «чёрный четверг», продолжился в «чёрный понедельник» и в «чёрный вторник». США накрыл катастрофический финансовый кризис.

Последствия были разрушительные: по разным данным от 25% до 90 % детей страдали от недоедания и болели рахитом, безработица достигла 85%, 13 миллионов человек были вынуждены скитаться по улицам в поисках хоть какой-то работы, в США появились «мертвые города», где были закрыты все предприятия и заводы, страну охватывали голодные марши. Фермеры из-за невозможности сбыть овощи, фрукты и мясо – сжигали и топили плоды своего труда, а со стороны на все это смотрели полчища голодных глаз. В такой тяжелый период для страны на помощь населению пришел Голливуд и дешевый табак, реклама которого твердила о его полезности для фигуры.

Американская киноиндустрия начала работать на полную мощь. Каждую неделю кинотеатры посещали 75 миллионов зрителей. Как же людей убедили отдавать последний деньги на фильмы? Первая причина – практическая: Союз кинематографистов Америки снизил цены на билеты, организовал в фойе кинотеатров бесплатное питание и устраивал каждодневную лотерею, в которой побеждал обладатель «счастливого билета». Вторая причина – духовная: кинематограф позволял людям забыть о тяжелой реальности и хоть на пару часов унестись в мир безоблачного счастья. Ведь в фильмах, снятых во времена Великой депрессии, никогда об этой самой депрессии не упоминалось. Знаменитый американский хэппи-энд был чуть ли не обязательным условием для проката.

Дисней и дипрессия

В 1928 году Уолт Дисней придумывает Микки Мауса, а в 1929 году США охватывает Великая депрессия. Кому теперь нужна анимационная мышь, скажете вы? Разве людям на грани голодной смерти до мультфильмов? Да, именно! В 1929 году Дисней выпускает «Пароходик Вилли», который и открывает эпоху фанатизма по Микки Маусу. Эта черная мышь стала символом оптимизма, надежды на лучшее будущее.

Политики даже окрестили Микки Мауса героем: по их мнению, анимационная мышь работала на Америку и сохраняла дух нации! Уолт Дисней же оказался неплохим «продавцом оптимизма», он выпускал серии почти каждый месяц, и это ему приносило немалый доход: вслед за мультфильмами появились товары с изображением Микки Мауса, игрушки, украшения и книги. Теперь родителям стало еще сложнее: ведь вслед за банальным желанием поесть, дети стали просить все, на чем только был нарисован Микки.

Но на этом роль Уолта Диснея в Великой депрессии не закончилась. В 1933 году он выпускает в свет мультфильм «Три поросенка», который до сих пор считают лучшим отражением того времени. Волк, в умах зрителей, являл собой образ Депрессии, а поросята – американцев, которые столкнулись со всеми трудностями того периода, но сплотившись – спаслись. Победа поросят означала общие усилия населения по возрождению страны.

Секс, наркотики и рок-н-ролл не для Америки

Рядом с мультфильмами соседствовало так называемое «аморальное кино», восхваляющее все «радости» жизни, начиная от наркотиков, заканчивая проституцией. Секс-символ того времени, актриса Мэй Уэст, сказала в комедии 1933 года «Она обошлась с ним нечестно» легендарную фразу: «У тебя в кармане пистолет или ты просто рад меня видеть?». Для современного кинематографа это детский лепет, но тогда такая открытость и свобода возмутила католические и протестантские организации США. Ведь такие фильмы пропагандировали жестокость и разврат в массы. Чтобы сдержать необузданных кинематографистов, был принят этический Кодекс Хейса.
Он регламентировал, что в американском кино снимать можно, а что нежелательно.

Конечно, официального запрета вроде бы и не было. Однако, если в фильме замечали что-то, что не соответствует этому кодексу, кино просто не могло выйти на экран. От него отказывались кинотеатры. Согласно правилам запрещалось: издевательство над религией, изображение употребления наркотиков, подробный показ сцены убийств, обнаженные тела, эротические танцы. Поцелуи и объятия были ограничены в хронометраже. Также запрещалось восхвалять внебрачные отношения, гомосексуальность и обсуждать венерические заболевания. Запрещалась нецензурная лексика и показ белого рабства.

В итоге гангстеры и девушки легкого поведения надолго исчезли с экранов, а на смену им пришли детективы, милые дети и добрые справедливые американцы. Но дело было не только в кодексе. Населению хотелось видеть светлые картины, уносящие их в нереальный мир счастья. Конечно же, кодекс Хейса отменили в 1967 году. Киностудии США поняли, что с такими ограничениями они не в состоянии выдерживать конкуренцию с пышущим свободой итальянским и французским кинематографом.

Великий утешитель

А пока на американском дворе 30-е года. В Белом доме новоизбранный президент Франклин Рузвельт проводит «новый курс», а в Голливуде обласканный позже всеми кинокритиками мира Франк Капра снимает кино в поддержку этого «нового курса». Его герои – честные, справедливые и добрые американцы из низов – осуществляют американскую мечту и добиваются высот. В создании фильмов режиссеру помогает сценарист Роберт Рискин. Их первый совместный фильм очень хорошо характеризует кинематограф тех лет. Сюжет киноленты «Леди на день» (1933) прост. Это современная сказка о нищей торговке Лини, которая скрывает от своей дочери бедность.

Однажды дочь приезжает к матери со своим богатым женихом, и Лини на один день, при помощи своих друзей-воров, разыгрывает спектакль, в котором она светская и состоятельная дама. История о бедности, доброте и справедливости пришлась по душе американцам, сталкивающимися с ежедневной нуждой. Франк Капра стал любимым режиссером Америки. Вслед за «Леди на день» он создает не менее «сказочные» фильмы, где герои осуществляют все то, о чем мечтает каждый американец, бродя по улицам в поисках пропитания для своей семьи. В фильме «Мистер Смит едет в Вашингтон» режиссер рассказывает еще более сказочную историю о простодушном провинциале Джефферсоне Смите, который едет в Вашингтон за получением высокого поста в сенате.

Там он сталкивается с лживыми политиками, которые ведут грязную игру. Смит решает разоблачить их и восстановить справедливость. Как думаете? Получилось у Смита? Конечно! Это же картина Франка Капры. Иначе и быть не может. Чем не сказка, в которую хочется верить... Несмотря на нелогичность и неправдоподобность сюжетов, американцы эти фильмы любили, они прощали режиссеру погрешности, да их и не замечали: слишком много горя ожидало людей за дверями кинотеатров. Капра давал своей стране хотя бы на пару часов, но поверить в чудо. Его герои – это бедные девушки, которые находят богатого жениха, провинциалы, получающие высокие должности, нищие, обретающие большое состояние. Его герои ищут справедливость и находят, хотят быть богатыми и становятся ими, мечтают о любви и обретают ее. Его герои живут в сказке, в которую каждый американец хотел верить. Именно поэтому Капру назвали «Великий утешитель».

Дети спасают Америку

Вместе с Капрой спасти США была призвана маленькая девочка с милой мордашкой – Ширли Темпл. Ее карьера началась в шесть лет. В 1930-е по популярности она опережала Кларка Гейбла, ее имя писали выше чем название картины, она была одной из самых высокооплачиваемых актрис Америки, и даже президент Штатов – Франклин Рузвельт не обошел ее стороной! В одной из речей он поблагодарил Ширли Темпл за подъем духа людей во времена кризиса.

Фильмы с Ширли Темпл были еще одной сладкой пилюлей наравне с картинами Капры. Они создавались как отвлечение и расслабление американцев, чтобы они на время могли забыть о своих проблемах. Фильмы с Темпл, в основном, были низкобюджетные, но кассу они собирали неплохую (и это при низких ценах ни билет!). Да и роли Темпл были несколько однотипные: она то мирила разошедшихся родителей, то помогала сойтись влюбленным, то просто влюбляла в себя половину героев картины. Но, хоть фильмы были несколько наивными, они и сейчас смотрятся с некоторым умилением. Самый, пожалуй, показательный фильм – «Маленькая мисс Маркер» – об азартном папаше, который в качестве залога оставляет свою дочь и не является ее выкупить. Букмекер, получивший малышку вместо денег, решает взять ребенка в заложники и дождаться своих денег. И, как это можно предугадать, – девочка полностью меняет его жизнь. Неудивительно, что при показе картин с Темпл в зале то и дело слышались восторженные и умиленные вздохи барышень.

Другая картина, которую выпускали уже с заведомой уверенностью на кассовый успех, – это «Сияющие глазки». В ней Темпл играет милую сиротку, которую после смерти родителей хотят отдать в приют. Но неунывающая девочка не дает себя в обиду. Сюжеты с Ширли Темпл нельзя назвать захватывающими и неожиданными. Как и амплуа самой актрисы. Поначалу она всегда была в образе маленькой очаровашки, а позже, немного повзрослев, стала получать роли озорницы-сорванца. Но, как известно, нет ничего вечного. И вскоре кинокомпании потеряли интерес к 16-летнему подростку, некогда золотой жиле Голливуда – Ширли Темпл. Закат ее карьеры как раз совпал с окончанием Великой депрессии. И на ее место пришли новые кумиры. Новые сюжеты и новая мода.